Рыжая плутовка устроила нору в одном из заброшенных домов прямо в центре деревни Ситцева Нязепетровского района, в результате чего владельцы кур понесли существенный ущерб.
Этим летом в деревне Ситцева Нязепетровского района практически не осталось личного хозяйства, которое бы ни пострадало от такого соседства: каждый второй хозяин не досчитался как минимум по две-три-пять куриц, а в некоторых подворьях потери составили до десяти кур.
Лис недаром называют хитрыми: на охоту ситцевская подселенка выходила рано утром, вела себя крайне осторожно, поэтому долгое время ее не удавалось выследить. Несмотря на то, что хозяева отпускали на ночь с цепей дворовых собак, это тоже не помогало — по утрам собаки надрывались от лая, а лисы с добычей и след простыл. Глава администрации Гривенского сельского поселения Нязепетровского района В. М. Леонов подтвердил, что это проблема не только деревни Ситцева, но и соседних деревень. Сначала жители Ситцева пытались выследить своими силами и обнаружили ее нору в заброшенном доме на улице Советской, под поваленными столбами изгороди. Видели и двух лисят, но застать там саму хозяйку оказалось сложно. А главное — было не очень понятно, что с ней делать: стрелять в населенном пункте нельзя, капканы ставить запрещено даже егерям. В. М. Леонов сделал запрос в министерство экологии Челябинской области и получил ответ, что для получения официального разрешения на отстрел лисы сначала нужно произвести подсчет поголовья лисиц на территории охотхозяйства и убедиться, что их численность превышает допустимую. В сложившихся условиях, считает Владимир Михайлович, это потребовало бы слишком много времени.
Мы спросили у начальника управления сельского хозяйства Нязепетровского района В. М. Егорова, какой есть выход в подобной ситуации и возможно ли применить к ситцевской лисе те же методы, что при отлове бродячих собак. Вот что ответил Василий Михайлович:
— Проблема лис в населенном пункте очень тяжело решаема. На южной территории Нязепетровского района на самом деле очень много лис, поскольку последние годы лисий мех не ценится и этот зверь не является ценной добычей для охотника, да и много случаев бешенства. Если лису не получается поймать или выгнать из деревни, то нет никакого легального выхода, кроме как через министерство экологии. Усыпить лису получится, только если у нее есть признаки бешенства, то есть лиса теряет чувство страха и самосохранения и начинает подходить близко к людям и бросаться на них и на домашних животных. В таком случае она может подпустить человека на расстояние 5 — 7 метров, с которого делается выстрел усыпляющим веществом. Если подобные признаки будут замечены, то жителям нужно сразу обращаться в ветеринарную станцию. В этой же ситуации лиса ведет себя осторожно, поэтому единственный выход все же выгнать ее из деревни с помощью егерей.
Главный специалист по государственному контролю и надзору министерства экологии Челябинской области А. П. Темников объяснил, что лисы идут в населенные пункты из-за спада в развитии сельского хозяйства. Не стало полей с зерновыми культурами, поэтому в лесу стало меньше мышей, а они являются кормовой базой для лис, поэтому и мыши, и лисы перемещаются поближе к людям.
С 1 сентября, с наступлением сезона на пушного зверя, поголовье лис будет регулироваться егерями с помощью отстрела. Пока же против ситцевской непрошеной гостьи ими была развернута целая операция: с помощью охотничьих собак и с применением специальных егерских знаний лису выкурили из норы, и ей вместе с двумя лисятами пришлось убежать в лес. Лисята уже подросли и довольно упитанные — сказалось хорошее деревенское питание.
Елена СЕВЕРИНА