В.А. Баушев из Нязепетровска
Спешат не километры — годы, зовут не станции — дела

Более 30 лет жизни прошли под стук колес у Владимира Анатольевича Баушева. 6 января ему исполнилось 55 лет, но работу на железной дороге он не бросил, только сменил кабину локомотива на кабинет дежурного по депо.

Начало пути

Владимир Анатольевич родился в деревне Межевой в 1963 году. Через год семья переехала в Нязепетровск. После окончания средней школы № 1 Владимир устроился на завод, где проработал восемь месяцев, до призыва в армию. Два года отслужил в Прибалтике в ВДВ и весной 1983 года вернулся домой.

В. А. Баушев и не думал, что когда-то будет работать на железной дороге, водить грузовые и пассажирские поезда. В семье он — единственный железнодорожник. После армии Владимир Анатольевич хотел вернуться на завод, но вмешался случай: как-то вечером собрались с друзьями на лавочке около почты, зашел разговор, кто куда пойдет работать. Один из парней сказал, что пойдет в депо, там помощников машинистов набирают. «Вот я и пошел с ним за компанию, — вспоминает опытный машинист. — Пошел и не пожалел».

Работал сначала помощником, потом машинистом.

«Работа на железной дороге в начале моего профессионального пути и сейчас — это небо и земля, — рассказывает Владимир Анатольевич. — Тогда была работа, а сейчас только отписки и галочки. Раньше некогда было бумажками заниматься — надо было поезда таскать. По железной дороге в то время перевозили все — от карандашей до танков, а сейчас только лес, уголь и щебенку, остальное фурами стали возить».

Под стук колес

Работа машиниста — это не только романтика путешествий и стук колес, это еще и большая ответственность.

«У каждого машиниста свой участок, на котором он должен знать наизусть каждый кустик, — делится опытом В. А. Баушев. — Если приходится ехать куда-то в другое место, машиниста нужно хорошенько обкатать, чтобы он все изучил, и только после этого он может самостоятельно выезжать на другой маршрут. Поезд — не автомобиль, у него тормозной путь один километр. Так что нужно рассчитать, где остановиться, тормознуть так, чтобы за полтора-два метра встать у красного. Для этого необходимо точно знать, какой у тебя вес за спиной, какой профиль, обязательно учитывать погодные условия. У машинистов это должно быть отработано до автоматизма».

В. А. Баушев работал и на грузовых, и на пассажирских поездах и знает не понаслышке, что водить грузовые поезда сложнее, ведь они намного тяжелее и длиннее. Поэтому «грузовые» машинисты могут вести пассажирский поезд, но не все «пассажирские» машинисты осилят грузовую работу.

В 1980-е  на железную дорогу народ толпами шел, но и текучка, конечно, тоже была: не каждый выдерживал такой ритм жизни.

«Был у меня такой случай, — рассказывает Владимир Анатольевич. — Я тогда уже машинистом работал. Пришел помощником молодой парнишка. Вечером спрашивает: а что, я сегодня на танцы не успею? Нет, говорю, не успеешь, и завтра тоже. Он на следующий день уволился».

На помощников в 1983 году вместе с В. А. Баушевым учились двадцать два человека, а до пенсии доработало всего четверо. Остальные отсеялись в первые два-три года, а кто-то сразу, потому что такая работа подразумевает частые отлучки из дома, а у многих семьи.

Владимир Анатольевич о смене профессии никогда не думал, она ему нравилась.

«Потом наступили 90-е, — вспоминает он, — а на железной дороге зарплату вовремя платили, сигареты, копченую колбасу в поездку давали, даже трусы и носки привозили и продавали нам по госценам. Так что перестройку мы пережили без потерь».

Даже когда жизнь на железной дороге начала затихать, В. А. Баушев работу свою не бросил. В 1996 году последний пассажирский Чусовской поезд утащили в Екатеринбург, остались «мульки» (один пассажирский вагон и вагон-лавка), и Владимир Анатольевич долгое время ездил с ними. Потом остался только один «мулек», потом ни одного не осталось, и В. А. Баушев пошел на путевые машины. Работал вахтой в Бердяуше на рихтовщике.

«Неделю там, неделю дома, — рассказывает бывший машинист. — Тепловоз, специально оборудованный купейный вагон с кухней, душевой. Восемь часов работаешь на тепловозе, восемь отдыхаешь в вагоне, и так неделю. Работали с апреля по ноябрь, а зимой пересаживались на снегоуборочные машины и струги (путевые ремонтные машины)».

По признанию Владимира Анатольевича, тридцать три года, проведенные на поездах, быстро пролетели. «Кажется, вот только недавно пришел работать на железную дорогу, а уже пенсия, — говорит он. — Не заметил, как дети выросли».

У В. А. Баушева двое сыновей. Никто из них по стопам отца не пошел: старший, Валерий, — строитель-монтажник, младший, Александр, — участковый уполномоченный полиции в железнодорожном микрорайоне Нязепетровска.

Из кабины — в кабинет

В настоящее время Владимир Анатольевич работает дежурным по депо Нязепетровска. Сейчас на нем бригады, локомотивы, документация, приказы, инструктажи, все сроки и допуски. «В общем, все, вплоть до огнетушителей, — говорит Владимир Анатольевич. — Теперь я, как меня называют дети, офисный планктон».

У В. А. Баушева два увлечения: охота и рыбалка. А сейчас еще и собаки (дети подарили): хаски и пес дворовых кровей. «Собак-то они мне надарили, а внука пока только одного, — смеется Владимир Анатольевич. — Вот теперь почти каждое утро хожу в лес на прогулку, если с хаски не погулять, он все тапочки съест. Когда я утром выхожу в форме, он сразу понимает, что прогулка отменяется, обижается и уходит в вольер».

О том, чтобы уйти на пенсию, железнодорожник со стажем даже и не думает.  «Какой нам отдых? Младшему сыну нужно помогать, он осенью жениться собирается».

4 августа состоится гуляние, посвященное Дню железнодорожника. А чувствуется ли праздник? Ведь наша железная дорога, второе градообразующее предприятие Нязепетровска, ныне почти почила: локомотивного депо уже нет — только участок, и поезда проходят через станцию редко, а пассажирского и вовсе нет.

«Да как вам сказать? Последние лет шесть в свой профессиональный праздник я на работе, в ночную смену, — говорит Владимир Анатольевич. — Обидно, конечно, что все так получилось с нашим участком. Все с ностальгией вспоминают старые добрые времена. Вот недавно приходил в Нязепетровск  выставочный поезд, так я не успевал на звонки отвечать. И у всех один вопрос: у нас что, снова поезда пошли? Так что пожелание в День железнодорожника у меня только одно: чтобы железная дорога в Нязепетровске снова заработала».

Оксана ЩЕКАЛЕВА

 

Поделиться:
, ,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *