А.В. Трофименко из Нязепетровска
А. В. Трофименко не привык сидеть без работы

Жила бы родная ветка в Нязепетровске — и ничего больше не надо ветерану железной дороги. Да и может ли быть иначе, если большую часть жизни Александр Викторович Трофименко отдал стальным магистралям. С ними связаны все радости и проблемы. Последние не отпускают его до сих пор.

Беспокойное сердце

С Александром Викторовичем мы встретились на его рабочем месте — в совете ветеранов железнодорожного узла. Четвертый год он возглавляет эту крупнейшую ветеранскую организацию Нязепетровского района, которая объединяет 410 нязепетровцев и 115 ветеранов, проживающих на станциях Сказ, Ункурда, Арасланово.

Ветеранские заботы не оставляют его и в отпуске. На днях позвонили из Златоустовского регионального совета ветеранов и попросили представить список ветеранов, нуждающихся в льготном угле. Таких 139 человек. Надо подготовить информацию, кому и сколько топлива надо.

— Уголь привозят, а разгружать его нечем, — жалуется Александр Викторович. – Два трактора стоят, а тракториста сократили! Кран был — на металлолом изрезали. В прошлом году сами лопатами разгружали уголь! Это у нас самый сложный вопрос.

Есть и другая проблема. Железнодорожникам положен бесплатный проезд на расстояние до 200 км в пригородных поездах и бесплатный проезд один раз в год по России.

«А куда мы поедем, если не на чем ехать? 500 человек лишили этого права», — от имени всей железнодорожной братии Нязепетровска сокрушается ветеран.

Без отца, без деда

Александр Викторович родился 5 августа 1948 года в Анжеро-Судженске Кемеровской области. Сюда сослали семью деда из Башкирии после раскулачивания. Матери Александра Викторовича было тогда всего три года. Причем деда раскулачивали дважды. Во второй раз — в Анжеро-Судженске.

— По 58-й статье дед стал вдруг врагом народа, английским шпионом, ему дали двадцать пять лет. Дед был плотник-столяр. В шахте, где он работал, были деревянные стойки, из сломанных стоек он собрал домишко четыре на четыре, и этот дом конфисковали, — рассказывает Александр Викторович. — После смерти Сталина и ареста Берии его освободили.

Когда деда посадили, отец Александра Викторовича, испугавшись свалившихся на него забот о жене, двух ее братьях 8 и 11 лет, десятимесячном сыне, ушел из семьи. В Анжеро-Судженске Александр Викторович окончил первый класс. Тем временем взрослые задумались о переезде на родину. Уезжали по двое: в марте 1956 года уехал дед со старшим сыном и купил дом на разъезде Ураим. В мае туда перебрались Саша с бабушкой,  в июне — мама с младшим братом. Маму взяли учителем в школу поселка Новая Уфа, дали квартиру при школе, и она забрала сына. В этой школе Антонина Яковлевна Зубова проработала потом долгие годы.

Окончив восемь классов средней школы № 27, Александр Викторович поступил в ремесленное училище № 27 на токаря.

«Учиться в училище было престижно, и с трудоустройством проблем не было — шли на завод», — говорит он.

Кочегар — это престижно

Вот и он пришел на завод, в инструментальный цех. После работы шел с Новой Уфы на станцию, в вечернюю школу. Такое хождение, конечно, утомляло. Автобусного сообщения в Нязепетровске тогда еще не было, а на работу надо было к семи часам. Поэтому решил устроиться в депо, поближе к дому и учебе. Уже и с начальником депо В. Ф. Ваулиным договорился, что его возьмут учеником слесаря. Но на заводе, что называется, встали в позу: отпустят только после двух лет отработки. Вопрос удалось урегулировать только через партком.

Отработав месяц, получил первый разряд слесаря, к Новому году уже имел второй, а после Нового года начал работать на «подъемке» паровозов. Так назывался процесс, когда паровозы, пригоняемые в Нязепетровск отовсюду, полностью разбирали и ремонтировали. Когда «подъемка» закрылась, ушел на промывку паровозов.

«Это был такой же ремонт, только колеса не выкатывали», — объясняет Александр Викторович.

В 1966 году начал просить своего мастера В. А. Гаврилова отпустить его в кочегары. 6 августа, на следующий после 18-летия день, его оформили в кочегары. Эта профессия считалась престижной: с кочегаров начинался путь в помощника машиниста и выше — в машинисты. А вот слесарем можно было так и остаться на всю жизнь. В этот же день Александр Викторович ушел в первую поездку до Бердяуша, машинистом был Иван Михайлович Ивуков. 

Две Германии, одна – под землей

В 1967 — 1969 годах Александр Викторович служил в армии, окончив перед этим от военкомата курсы тягачистов.

«Нас из Нязепетровска училось десять человек, и все вместе потом попали в учебную часть, расположенную в Эстонии, в саперные войска», — рассказывает он.

После парада к 50-летию Октября в Таллине Трофименко направили служить в Германию. В 1968 году он в составе группы советских войск в Германии участвовал в устранении беспорядков в Чехословакии, был отмечен грамотой министра обороны СССР А. А. Гречко.

— За службу только четыре месяца провел в казарме, все остальное время в палатках, — рассказывает он. — Занимались разминированием: столько с войны осталось мин, снарядов! Там две Германии: одна над землей, другая под землей.

Особенно запомнился ему последний месяц службы. Это было начало июня 1969 года. В военном билете был уже приказ министра обороны об увольнении, дома ждала невеста.

— Стоял, гладил мундир: завтра прощание со знаменем и домой, — рассказывает Александр Викторович. — И вдруг — тревога! И мы еще месяц разминировали подземный туннель. 487 мин за месяц вытащили!

Послеармейская жизнь

После армии вернулся в депо кочегаром, а в марте 1971 года впервые поехал помощником машиниста. «Это было тяжелее, чем кочегаром», — говорит он. В 1976 году Александр Викторович отучился на машиниста, но еще год ездил помощником, потому что машинистов было много, приходилось ждать своей очереди. В 1981 году получил второй класс, потом первый, причем за пять лет работы без брака и выполнение всех нормативов получил его без всякой учебы.

Всего в депо он проработал 38 лет, из них последние 13 лет — дежурным. А общий трудовой стаж составляет 45 лет. После выхода на пенсию без работы «продержался» пять месяцев. «Ходил злющий», — смеясь, вспоминает он об этом времени. Успокоился, устроившись охранником в СПЭСВТВ. С 2015 года работает в совете ветеранов. За свою активную жизненную позицию Александр Викторович в этом году выдвинут районным советом ветеранов на премию «Общественное признание» Законодательного собрания Челябинской области

А семейный стаж Александра Викторовича больше трудового: в будущем году он с супругой Валентиной Михайловной будет отмечать золотую свадьбу. У них двое детей, две внучки, внук и две правнучки. В субботу на Дне железнодорожника Александру Викторовичу присвоили звание «Почетный ветеран Южно-Уральской железной дороги», а в воскресенье большая дружная семья Трофименко отметила 70-летие главы семейства. Александр Викторович признался, что лучшим подарком для него было бы оживление железнодорожной ветки. Об этом, наверное, мечтают все жители Нязепетровска, чья жизнь была связана со стальными магистралями.

Зульфия ХАКИМОВА

 

Поделиться:
, ,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *