В одном из последних номеров «Областной газеты» (Екатеринбург) вышла статья о самом молодом хирурге отделения рентгено-хирургических методов диагностики и лечения Свердловской областной клинической больницы № 1, который проводит операции на сердце без наркоза и скальпеля. Зовут его Максим Каштанов, и он — уроженец Нязепетровска.
Максим — представитель самого инновационного направления в медицине — эндоваскулярной хирургии. Это когда хирург получает доступ к пораженному органу через сосуды — чаще всего бедренную или лучевую артерию, что позволяет не оставлять следов на теле пациента. Под местной анестезией врач прокалывает сосуд, вводит туда специальные устройства и манипулирует ими, глядя на дисплей ангиографа. В свои 29 лет доктор Каштанов провел уже тысячи таких операций.
Мне повезло: в минувший понедельник Максим как раз находился в Нязепетровске — приехал в гости к отцу. Он рассказал о том, как пришел в профессию.
Детство, школа, академия
Максим был единственным ребенком в семье, с отличием окончил среднюю школу № 1 г. Нязепетровска.
«Я горжусь тем, что учился именно в этой школе, — говорит он. — Там очень сильные педагоги. Особая благодарность моей первой учительнице Ольге Викторовне Постниковой, а также Людмиле Сергеевне Лоскутовой, Ольге Николаевне Веховой, Антонине Павловне Кисловой. Они сыграли существенную роль в моей жизни, в моем становлении. Когда я после школы без особого труда поступил в Уральскую медицинскую академию (сейчас это Уральский государственный медуниверситет), понял, что, несмотря на то, что я с периферии, мой уровень образования несколько выше, чем у моих сокурсников».
В школе Максим увлекался спортом, играл в футбол, баскетбол. «Каждый день мы приходили в школу к семи утра на тренировки по баскетболу, — рассказывает он. — Здесь должное надо отдать учителю физкультуры и тренеру нашей команды Марии Кузьминичне Борисовой».
В семье у Максима все железнодорожники: бабушка, отец, дяди, тети, двоюродные сестры и братья. Но Максим еще со школьной скамьи видел себя в медицине.
«В детстве я часто болел. Нередко простужался, перенес несколько операций. Наверное, постоянное соприкосновение с медицинской сферой и послужило основанием для того, что я захотел стать врачом».
Родители мальчика видели это его желание и всячески способствовали его осуществлению.
В жизни будущего врача было много замечательных людей, которые оказали на Максима большое влияние и помогли ему стать тем, кем он сейчас является. Один из них — ныне покойный профессор Уральского государственного медицинского университета Б. А. Трифонов. «Борис Афанасьевич — уроженец Нязепетровска. После школы он учился в медакадемии в Екатеринбурге и стал там профессором. Я был знаком с его внуком. Именно профессор Трифонов порекомендовал мне поступать в Екатеринбург».
Учиться в «меде» сложно, но Максиму учеба доставляла большое удовольствие. «У меня было невероятное желание учиться, и поэтому по всем предметам были «пятерки», — говорит он. — Была еще одна причина стараться: у моей бабушки была онкология, и она особенно хотела, чтобы я учился на «отлично». Поэтому я просто не мог себе позволить учиться плохо».
В 2012 году Максим с красным дипломом окончил университет. Будучи студентом, он планировал заниматься кардиохирургией и свое обучение в интернатуре продолжил сначала по общей хирургии, а затем сердечно-сосудистой.
Доктор Каштанов
Профессиональный путь молодого врача был достаточно продолжительным, в отличие от многих студентов, окончивших медуниверситеты. Многие из них после получения первичной специализации останавливаются, но Максим пошел дальше, и сейчас он работает в области эндоваскулярной хирургии в Свердловской областной клинической больнице № 1. Этому способствовало еще одно знакомство.
«Я встретился с пионером эндоваскулярной хирургии на Урале Сергеем Дмитриевичем Чернышевым и всерьез заинтересовался этим направлением, — рассказывает молодой хирург. — По сути, это вершина развития кардиолога. Это кажется фантастикой: человеку делается операция на сердце под местной анестезией. Лет 10 — 20 назад такое сложно было даже представить, ведь раньше операция на сердце делалась через разрез грудной клетки, подключение пациента к аппарату искусственного кровообращения. А сейчас не нужны ни скальпель, ни наркоз».
В настоящее время эти технологии применяются планово при многих патологиях, а также в неотложных ситуациях: при острых инфарктах, инсультах, тромбоэмболии легочной артерии, ишемии нижних конечностей. «Эндоваскулярные методы позволяют под местной анестезией проводить очень сложные вмешательства, вплоть до замены сердечных клапанов, — рассказывает Максим. — Мы проводим операции практически на всех сосудистых бассейнах: от головы до пяток. Например, если сосуды закупорены атеросклеротическими бляшками, мы проводим стентирование: имплантируем так называемый стент, то есть металлический каркас, чем-то напоминающий пружинку, выполненный из сплава кобальта и хрома или никеля и титана. И таким образом обеспечиваем проходимость сосудов. Или, к примеру, при остром инфаркте миокарда долгое время не было другого метода, кроме открытой операции. При этом был крайне высок риск летального исхода. Малоинвазивные же технологии позволяют избежать дополнительных рисков и в ряде случаев спасти жизнь людям».
По словам доктора Каштанова, описание таких процедур хоть и звучит довольно пафосно, но на самом деле это рутинная процедура и не является чем-то сверхъестественным.
«В год каждый из восьми хирургов нашего отделения делает около 600 операций, в день по 3 — 4 различных процедуры, — рассказывает Максим. — Я бы сказал, что наше отделение одно из лучших в стране: в нашей клинике делается много вмешательств, которые нигде в стране больше не делают».
Редкий гость
В родной Нязепетровск, к отцу, Максим приезжает редко — раз в два месяца.
«Я очень хорошо отношусь к Нязепетровску — это замечательный город. Больница здесь хорошая, специалисты в ней неплохие. В крупных городах, в клиниках и больницах, где существуют новые технологии, мы просто снимаем сливки. По моему мнению, самые настоящие подвиги совершают люди, которые работают в условиях, когда практически нет ничего и надо какие-то важные решения принимать. Это большая ответственность. Надеюсь, что в будущем в Нязепетровске будут позитивные подвижки. И не только в медицине».
Молодежи Нязепетровска земляк желает ставить перед собой амбициозные цели. «Молодежь сейчас зачастую малоинициативная. Многие старшеклассники плохо представляют, чем они хотят заниматься в будущем, выбирают профессию каким-то случайным образом, — говорит Максим. — А нужно сразу понять для себя, какую позицию в жизни ты хочешь занимать, должен представлять конечную цель. У нас же зачастую идут учиться только для того, чтобы хоть какие-то «корочки» получить и потом хоть где-то работать. Иногда родители настаивают на том, чтобы их ребенок учился именно в институте. Но ведь это вовсе не обязательно. Главное, знать, чего ты сам хочешь, самому и как можно раньше выбирать свой жизненный путь, чтобы потом двигаться вперед, достигать поставленной цели. Я к своей цели шел на протяжении всего этого времени и считаю, что пришел к достаточно неплохим результатам».
Максим Каштанов действительно уже многого добился: в 2018 году он стал победителем в конкурсе на соискание премии главы администрации г. Екатеринбурга молодым горожанам в номинации «Профессиональное мастерство». И сегодня он — не только молодой и перспективный хирург, но и любящий муж и заботливый отец.
Оксана ЩЕКАЛЕВА