Во всей Челябинской области не наберется и пяти мастеров, бережно хранящих секреты верховой набойки по ткани. Одна из них — педагог художественного отделения ДШИ г. Нязепетровска Ольга Борисовна Голубовская, месяц назад ставшая победительницей всероссийского конкурса мастеров традиционных ремесел «Урал мастеровой» в номинации «Печать по ткани».
О традициях русского текстильного ремесла педагоги художественного отделения ДШИ г. Нязепетровска Ольга Борисовна Голубовская и Татьяна Витальевна Шукшина знают почти все: Татьяна Витальевна много лет занимается изучением ткачества, а Ольга Борисовна освоила технологию верховой набойки по ткани. Свои усилия педагоги объединили в творческий дуэт под названием «Мастерская текстильного творчества «Куделя». О сохранении традиций ткацкого дела, мы уже рассказывали, а сегодня речь о верховой набойке.
Оказывается, с современным вариантом верховой набойки по ткани все мы хорошо знакомы — это набивные ткани. Свое название этот вид ткани получил в память о старинном ремесле, когда рисунок наносился на ткань вручную при помощи специальных дощечек с узорным рельефом. Их обмакивали в краску, а затем делали отпечатки по ткани, для лучшего пропитывания постукивая сверху молоточком. Этот способ украшения ткани был назван верховой набойкой: рисунок «набивался» поверх уже готового тканого полотна, в отличие от ткачества, где узор создавался из переплетения цветных нитей. Резные доски-штампы в старину назывались «манеры»— их рисунок определял, на какой манер будет разрисована ткань, а маленькие штампики носили название «цвЕтки» (от слова «цвЕтить»). Самая маленькая цветка — размером с монетку, большие достигали до 40 см в длину. У О. Б. Голубовской в Нязепетровске таких штампиков и цветок около семидесяти.
— С помощью штампов на Руси украшали ткань повторяющимся ритмическим орнаментом. Сейчас это интересно как древнее ремесло, но при этом это будет просто ткань с однообразным рисунком, из которой можно что-то сшить, например, сумочку или юбку. Для создания настенных панно в современный интерьер более интересен второй вид верховой набойки — при помощи бумажного трафарета. Он позволяет создавать сюжетную композицию, полноценный художественный образ, к тому же любая мастерица может вырезать его сама, — делится О. Б. Голубовская нюансами технологии верховой набойки и в качестве иллюстрации достает из старинного чемодана большое настенное панно.
По его лоскутным квадратикам нежных пастельных цветов бегут тончайшие завитки цветных узоров, а в центре тканевая аппликация — закатные дали, луга, стога. Называется эта работа «Тишина». Сочетание лоскутного шитья и разных способов верховой набойки тонко передают неуловимую прозрачность перелесков и тихое спокойствие русского заката.
Верховая набойка с использованием трафарета начинается с продумывания композиции и подготовки трафарета, который вырезается из обычной чертежной бумаги — в процессе прокрашивания масляными художественными красками он промасливается и становится многоразовым. А вот кисти нужны малярные, с жестким ворсом, но сначала их нужно подстричь. И только затем круговыми движениями наносится краска
Кажущаяся простота технологии верховой набойки с помощью трафарета обманчива: дается оно в руки не всем. Секрет Ольги Борисовны Голубовской прост: заниматься любимым делом в любую свободную минуту.
«Если человек чем-то искренне интересуется и хочет этим заниматься, то найдет время», — уверена она.
За многие годы увлечения народной художественной культурой у Ольги Борисовны находилось время для работы с берестой, глиной, керамикой, а сейчас, помимо верховой набойки, в числе ее интересов — любимое лоскутное шитье и изучение художественных росписей русского севера.
Елена СЕВЕРИНА