Комсомольская свадьба в Нязепетровском районе
По замыслу райкома ВЛКСМ свадьба должна была стать наглядным примером, как можно веселиться без алкоголя

Когда освобожденный секретарь комсомольской организации совхоза «Гривенский» Ю. М. Потеряев надумал жениться, райком комсомола предложил ему отметить торжество по-комсомольски: без пережитков прошлого на столах в виде спиртного.

Жить было веселее

Освобожденный секретарь комсомола в то время занимался исключительно комсомольскими делами: руководством комитета комсомола, организацией спортивных мероприятий и досуга молодежи. Всего в совхозе «Гривенский» было четыре комсомольских организации и более 170 комсомольцев.

— Тогда в совхозе работало много молодежи. Мы отремонтировали столовую, и для доярок, которые работали с раннего утра, было организовано трехразовое питание. На дойке трудились не только девчата, но и много ребят. Комсомольские звенья соревновались друг с другом в заготовке кормов, сена, силоса, зерновых, а по итогам им вручали грамоты и премии, по тем временам они были приличными — 50 — 60 рублей при средней зарплате в 120 — 150 рублей.  У людей был интерес к жизни, и она кипела ключом, — так начал рассказ о своей комсомольской юности Юрий Михайлович.

Комсомольцы участвовали во всех мероприятиях Нязепетровского района: в турслетах,  соревнованиях, районных и областных смотрах художественной самодеятельности; в доме культуры сами проводили мероприятия и концерты. Была лыжная база, в подвале многоквартирного дома сами устроили тир, за клубом своими силами забетонировали танцплощадку и сделали скамеечки. Директор совхоза Ф. М. Муфтаков выделял деньги на материалы, но делали все сами.

Зимой 1984 года, когда Ю. М. Потеряев только пришел работать, перед Новым годом стояли очень сильные морозы, и в Ситцевском доме культуры разморозило систему отопления. Весь пол в фойе оказался покрыт коркой льда в 40 сантиметров — проводить бал-маскарад было негде. Комсомольцы собрались и сами отдолбили лед — на это потребовалось три дня.

Молодежи тогда в деревнях было много, а вот с квалифицированными кадрами было напряженно, и Юрий Михайлович, по его выражению, «перетянул» из Нязепетровска сначала в совхозную столовую повара, затем в Ситцевский дом культуры — В. В. Темникову, которая потом стала Морозкиной (ныне директор централизованной клубной системы).

«Перетянул» Юрий Михайлович из Нязепетровска и свою будущую жену Людмилу Ильиничну Макарову, работавшую тогда акушером в родильном отделении Нязепетровска. А к их свадьбе в стране грянул сухой закон, и партия, пообещав ключи от квартиры, сказала: надо сделать комсомольскую безалкогольную свадьбу, и комсомольцам-добровольцам не оставалось ничего другого, кроме как ответить: есть! В июне 1986 года в Ситцевском доме культуры накрыли столы сразу на две свадьбы — второй парой стали Морозкины.

 Первая комсомольская

— Родственникам из Башкирии мы ничего не сказали, — вспоминает Юрий Михайлович. — И когда они приехали и увидели в большом вестибюле дома культуры длинные столы, среди изобильного угощения на которых не было ни водки, ни вина, старики, выходя покурить, говорили: «Если б знали — не поехали!».

Юрий Михайлович вспоминает, что в то время молодежь особо не увлекалась спиртным: могли выпить зимой у костра, когда ходили в лес на лыжах, или в автобусе на обратном пути с соревнований — молодежь есть молодежь — но злоупотребления не было:

«До женитьбы у нас с ребятами и девчатами была своя группа здоровья — вечерами мы бегали спортивным бегом по три километра в сторону Аптрякова. Обратно идем, песни поем, и без всякого алкоголя нам пелось».

На сухой свадьбе молодежи поначалу было немного непривычно, но молодость и комсомольский оптимизм взяли свое: под поднятые стаканы с квасом и компотом звучали сердечные пожелания, и не было ни скуки, ни напряженности. Что касается старшего поколения, то пришлось выходить из положения: в самовары наливали кое-что более горячительное, чем чай. Первый секретарь райкома комсомола В. А. Захаров отнесся с пониманием: старики пусть уж выпьют, но молодые — ни-ни, и разрешил вечером дома отметить «по-тихому», особо предупредив, чтобы на второй день по деревне с песнями не ходили.

—  Свадьба была веселой: нас, молодых, встречали хлебом-солью, затем по цветочному коридору  мы входили в зал, где поднимался свадебный флаг. Была  развлекательная программа с ведущими, шутливые образы сказочных героев и почтальона Печкина, из Нязепетровска приехали музыканты детской школы искусств во главе с А. В.Барановым и  вокально-инструментальный ансамбль локомотивного депо «Магистраль». Старшее поколение  пели под баян и плясали под гармошку «Барыню», соревнуясь с молодежью,  — вспоминает В. В. Морозкина.

Свое обещание партия сдержала: осенью Ю. М. Потеряеву как секретарю комсомола были вручены ключи от трехкомнатного дома, а Морозкиным предложили двухкомнатную квартиру, но  от нее молодая семья отказалась, так как проблем с жилплощадью у них не было, а на безалкогольную свадьбу они согласились за компанию.

Повторить опыт безалкогольного торжества с выдачей ключей от квартир райком комсомола больше не решился, и первая комсомольская свадьба так и осталась единственной в районе. Этому знаменательному событию из комсомольской жизни была даже посвящена  статья в одной из областных газет. Спустя годы ни Юрий Михайлович с женой, ни семья Морозкиных не жалеют, что их свадьба была такой: все родственники вспоминают  ее как нечто неординарное и в то же время пронизанное духом того времени.

Два с половиной года Юрий Михайлович возглавлял комсомол в совхозе «Гривенский», а в 1988 году партия сказала: пойдешь работать в профсоюз, но на этом комсомольская молодость Юрия Михайловича не закончилась.

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *