Строительство клуба было таким значимым событием для Нязепетровска, что воспринималось как начало абсолютно нового этапа культурной жизни.
Требование времени
На торжественном открытии дома культуры ведущие мероприятия с возгласами «Домик родился!» вкатили на сцену детскую коляску, из которой виднелся маленький макет нового здания. Этот образ был призван обыграть еще и то, что на момент открытия дом культуры предстал перед жителями Нязепетровска в своем «новорожденном» виде: не были завершены многие отделочные работы, помещениям еще только предстояло придать должный вид, обжить их и создать уют.
Здание нового дома культуры, укомплектованное современным по тем годам оборудованием, должно было создать все условия для дальнейшего развития творческих коллективов, хотя их уровень и без того был хорошим. В старом здании клуба работали самодеятельные хор и театральная студия, имелся просторный зрительный зал на 300 мест, сцена с оркестровой ямой, фойе, помещения для кружковой работы, реквизиторская, костюмерная, библиотека. Директором и художественным руководителем в то время был В. В. Коростелев, своими театральными постановками сумевший сделать клуб любимым местом досуга жителей Нязепетровска.
По внешнему виду домиком можно было назвать именно тот, старый клуб, который размещался в простеньком бревенчатом доме дореволюционной постройки. Находился он почти на том же месте, что и новый дом культуры, но чуть левее и ближе к дороге. Здание было очень старым и сначала двухэтажным: до 1900 года в нем располагался лазарет, а потом квартиры управляющих заводом и городского священника. После национализации советской властью здание отдали под Народный дом — там проходили собрания, ставили спектакли и показывали первые, еще немые, кинофильмы. Перед войной в Народном доме случился пожар, после чего в 1942 г. его перестроили, оставив лишь первый этаж, и отдали под клуб. С этого момента и начался отсчет истории Нязепетровского дома культуры.
Конечно, старый клуб совсем не соответствовал требованиям времени, быстрой поступью шагавшему вперед: завод им. Калинина находился на пике своей мощи, строил многоэтажки жилого сектора и социальные объекты, и растущему городу нужен был уже не дом, а дворец культуры. Директор завода Василий Кузьмич Латыев обратился в Москву с ходатайством о постройке в городе ДК. Место под него было выбрано самое возвышенное, а высокая лестница с широкими ступенями должна была придать проекту торжественности и величия. Строительство закончилось осенью 1978 года, а вот гордое звание «дворец» у жителей не прижилось.
Вопреки проекту
В тексте выступления В. К. Латыева на открытии дома культуры, сохранившемся в музейно-выставочном центре, говорится, что в процессе строительства «пришлось несколько обеднить эстетику и общий вид внешнего облика по сравнению с проектом». За счет экономии на внешней помпезности был построен второй этаж площадью 500 кв. м, которого по проекту не предполагалось совсем, а также пристроен спортзал и в два раза увеличена площадь нижнего фойе, добавлена эстрада для музыкантов. Дополнительный акцент был сделан на внутренней отделке: в оформлении вестибюля использован мрамор и мозаичная плитка, вместо деревянного пола на втором этаже настелили паркет, вместо простой побелки стены окрасили колером нежных оттенков. Позже предполагалось выложить в фойе мозаичные рисунки, но они так и не были выполнены.
Все решения относительно изменений в проекте принимал сам директор завода В. К. Латыев, прислушиваясь к советам директора клуба Владимира Васильевича Коростелева. У каждого из них был свой подход: первый был крепким хозяйственником, второй — театралом. Сколько усилий стоило директору клуба убедить директора завода сделать дополнительные туалеты для артистов, ведь негоже было им в гриме и костюмах показываться в антрактах среди публики! А вот построить над сценой дополнительное помещение для хранения и быстрой смены декораций так и не получилось. Дело доходило чуть ли не до ссоры: раз за разом В. В. Коростелев доказывал важность этого для театральных спектаклей, но В. К. Латыев так и не согласился на дополнительное удорожание проекта.
По плану на втором этаже на месте нынешней художественной мастерской должна была быть библиотека, там она потом и размещалась долгие годы, а современный кабинет директора был читальным залом. Там, где сейчас танцклассы, были комнаты для кружковой работы, а в холле второго этажа предполагалось создать уголок живой природы. Существовал также и проект озеленения территории — после строительства вокруг дома культуры посадили елочки, большинство из которых, увы, не прижилось.
С момента своего рождения «домику» предстояло пройти большой путь. За четыре десятилетия под крышей этого дома бывали и трудные времена, и творческие подъемы, сменилось несколько директоров. Как и завещал на открытии В. К. Латыев, клуб действительно стал центром культурной жизни. В 1997 году завод передал дом культуры муниципалитету, а в 2000 году произошло объединение культурных учреждений Нязепетровского района в централизованную клубную систему, и дом культуры стал главным клубным учреждением района.
С 2005 года, когда руководство клубной системой приняла Вера Владимировна Морозкина, в деятельности дома культуры начался новый, современный, этап, и, судя по достижениям творческих коллективов, количеству мероприятий областного уровня и их посещаемости, этот этап можно смело назвать творческой зрелостью.
Елена СЕВЕРИНА