«Неделя без турникетов» За первые четыре дня акции Нязепетровский краностроительный завод посетили 108 учащихся СОШ №№ 1, 3, 27 и студенты филиала КПГТ.
17 апреля в ООО «ЛМЗ» побывали ученики девятого класса СОШ № 27 вместе с классным руководителем Н. Н. Демчук. Экскурсию вел начальник участка мехобработки механосборочного цеха А. В. Сологуб. Показ производства школьникам он начал именно с этого цеха, где узлы кранов приобретают вполне узнаваемый вид и можно в общих чертах представить этапы производственного процесса.
В механосборочном цехе заводская жизнь кипит и грохочет: едва только школьники зашли в цех, их жестами просят посторониться — по рельсам движется большая тележка с металлоконструкциями. В какой-то момент начинает ощущаться запах краски — это экскурсия подошла к одной из двух сквозных покрасочных камер, где узлы кранов обретают фирменный оранжевый цвет. На следующем участке цеха вдруг под потолком неожиданно приходит в движение мостовой кран. А. В. Сологуб рассказывает, что учеником машиниста электромостового крана можно устроиться на завод даже сразу после окончания школы, с 18 лет, и идут на эту работу в основном девушки. Обучение осуществляется без отрыва от производства, в лицензированном кабинете техобучения ООО «ЛМЗ». Одна из школьниц удивляется внешнему виду мостового крана, совсем не похожего на башенный. До экскурсии на завод она была уверена, что ее мама, работающая крановщиком, управляет «обычным краном».
Покинув помещение МСЦ, ребята неожиданно для себя оказываются на складе готовой продукции под открытым небом. Это самое яркое пятно на территории завода. Здесь, на площадке между двумя основными цехами, оранжевые, синие и белые металлоконструкции кранов, будто яркие детали большого конструктора, ждут своей отправки к заказчику. Оказалось, не все из ребят знают, что огромный кран доставляется заказчику по частям.
— На площадке завода краны собирают только для того, чтобы испытать. Высота SMK 10.200, например, 60 метров, длина стрелы — 40 м. Как мы его повезем?! Только узлами, — отвечает экскурсовод на чей-то вопрос.
Если механосборочный цех можно сравнить с сердцем завода, то механозаготовительный цех— это, скорее, кровеносная система, которая обеспечивает сердце всем необходимым. Это начальная стадия производственного процесса: здесь осуществляется раскрой металла и изготовление деталей узлов будущих башенных кранов. О самих кранах в этом цехе пока еще ничего не напоминает, разве что жилеты рабочих с фирменным логотипом «Giraffе». Лавируя между разложенными на полу заготовками: небольшими металлическими квадратиками, полосочками и кружочками, — ребята осматривают разные цеховые участки и разнообразные станки, а Андрей Викторович попутно поясняет принципы их работы.
На заводских экскурсиях современных школьников в первую очередь интересует размер заработной платы, но звучат и конкретные вопросы по технологии производства, а также о том, как можно прийти работать на завод, что для этого нужно.
«В первую очередь желание работать», — отвечает Андрей Викторович, но, судя по его дальнейшему рассказу, потребуется еще и желание продолжать учиться. Например, выпускники филиала КПГТ в Нязепетровске по профессии «Сварщик», придя на завод после окончания учебы, снова оказываются в учениках и в течение 3-6 месяцев проходят обучение под руководством опытных, квалифицированных сварщиков, готовятся к аттестации НАКС (национального агентства контроля сварки), чтобы получить право на осуществление сварочных работ на ответственных узлах.
— Я считаю, что наше предприятие нужно обязательно показывать детям. Обычно, когда они впервые попадают в цех, то немного теряются и чаще всего просто слушают, наблюдают, но даже если из класса есть несколько человек, кому это действительно интересно, то экскурсия прошла не зря, — считает А. В. Сологуб.
Невозможно предугадать, сколько ребят из этого класса когда-нибудь придут на завод работать, но в том, что эти экскурсии и акции вроде «Недели без турникетов» нужны, у руководства ООО «ЛМЗ» нет сомнений.
Елена СЕВЕРИНА