С.Н Болтачева из Нязепетровска
Софья Николаевна живет в окружении цветов, а в день юбилея — цветы живые

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Для Софьи Николаевны и ее мужа Равиза Рауфовича Нязепетровский район стал домом пятнадцать лет назад. До этого они всю жизнь трудились на нескольких ударных комсомольских стройках Советского Союза, включая БАМ.

Пятнадцать лет — это самый больший период оседлости в жизни семьи Болтачевых, и даже за это время они умудрились сменить место жительства внутри Нязепетровского района и переехать из Межевой в Нязепетровск. Так уж сложилось, что жизнь семьи Болтачевых шагала вперед соразмерно плану развития народного хозяйства и строительства социализма, но только не пятилетками, а десятилетками. Каждые десять-одиннадцать лет семья, следуя темпам ударного комсомольского строительства, переезжала на новое место жительства. Постоянным в жизни Софьи Николаевны оставалась только ее работа в школе. Последнее десятилетие своей трудовой биографии она трудилась директором Межевской школы, а Равиз Рауфович там же физруком.

В Нязепетровске С. Н. Болтачева широко известна еще как рукодельница и постоянная участница районных и областных выставок декоративно-прикладного творчества, а ее муж — ветеран городошного спорта.

С Урала на юг, с юга на север и обратно

К переездам Софья Николаевна привыкла еще с детства: ее отец работал на лесопунктах, работники которых переезжали по мере вырубки леса. Пока училась, сменила несколько школ, часто учиться приходилось в соседних селах, жить на квартирах. В 8 классе школа находилась за рекой Вяткой, утром переплывали реку шириной в полтора километра, потом пять километров по лесу до школы, и столько же обратно.

— Наверное, поэтому мы в семье все шустрые были: нам все надо всегда бегом, быстрей, все хотелось успеть, — Софья Николаевна связывает живость своего характера с жизненными обстоятельствами.

Родители решили, что она должна стать учителем начальных классов, и после десятого класса Софья Николаевна поступила в педучилище в г. Серове Свердловской области. Урал не был чужбиной: ее отец родом из Троицка. После учебы осталась в Свердловской области, попала по распределению в Ирбит, где проработала четыре года. Вместе с другими молодыми учителями жили в огромном и холодном барском особняке, спали в шубах. За четыре года работы Софья Николаевна так намерзлась, что решила поехать на строительство Чарвакской ГЭС в Узбекистан, где прошла первая десятилетка их с мужем семейной жизни.

Через пару лет стройка в Чарваке закончилась, и семья снова переехала, но недалеко — под Ташкент в г. Чирчик. Там глава семьи Болтачевых в течение восьми лет был старшим тренером сборной Узбекистана по боксу. Ездить на тренировки приходилось в Ташкент, дома почти не бывал, практически жил на сборах. А потом Равиза Рауфовича снова поманила романтика всесоюзной стройки, на этот раз самой главной — БАМа.

На строительство БАМа семья приехала в 1981 году, и прожила там следующие одиннадцать лет, до начала развала Союза. Тренерская квалификация Равиза Рауфовича на героическом БАМе не пригодилась. Всю свою БАМовскую десятилетку он проработал под землей на строительстве самого сложного участка БАМА — Северомуйского тоннеля, Софья Николаевна — учителем и завучем начальных классов Северомуйской школы.

Декабристы приехали!

В 1993 году, когда перестройка заставила многих буквально бежать с БАМа, Болтачевы приехали в Нязепетровск, поднимать теперь уже уральскую глубинку. На самом деле им просто стало скучно на последнем этаже девятиэтажки в Челябинске, где они прожили первый год после БАМа.

Местность в Нязепетровске им понравилась, а школа на Ураимских Томилках, куда предложили устроиться Софье Николаевне, — нет. Тогда их определили в Межевую, а там, по ее выражению, «еще хлеще!». После БАМовского размаха, где школа, оснащенная коврами и телевизорами, состояла из нескольких корпусов и вмещала более 3 тысяч человек, контраст был слишком велик. Но назад пути уже не было.

«Декабристы приехали», — шутили о них в Нязепетровском районо. А они, действительно, как декабристы, начали обучать межевчан и их детей всему, что умели сами. Приходилось и учить общаться,  и прививать вкус к красоте. Софья Николаевна делала поделки и картины, чтобы хоть как-то облагородить школьные стены, вела кружки: декоративно-прикладного творчества и драматический. Равиз Рауфович преподавал физкультуру, а бокс не пошел, так как деревенские мальчишки стали применять силу не туда, куда следует, поэтому увлек детей городошным спортом.

Последний переезд Болтачевых состоялся уже после выхода на пенсию: в 2004 году семья обосновалась в Нязепетровске.

Домик-шкатулка

Дом Болтачевых даже снаружи расписан хозяйкой под гжель, а внутри все свободное место стен, включая кухню, занято ее вышивками и поделками, будто шкатулочка. В комнате на одной из полочек стенки стоит как-раз пара таких— небольших витых шкатулок из червонного серебра, будто сошедших со страниц какой-нибудь сказки про сундуки с самоцветами. Софья Николаевна не скрывает: сделаны из коробок из-под обуви, а все объемные, «кованые» узоры — из тонких жгутиков туалетной бумаги. Красоту своего дома и своего мира хозяйка дома творит из подручных, можно даже сказать, бросовых материалов: на столике ваза с белоснежными розами, и только подойдя вплотную, можно разглядеть, что они из ватных дисков.

Каждый уголок дома украшен деятельными руками Софьи Николаевны: старинный шифоньер стильно декупирован обоями, и даже спинка кровати уникальная, резная. Большинство работ на стенах — всевозможные потрясающей красоты цветочные букеты, вышитые лентами, но есть и другие виды вышивок, некоторые техники придуманы ею самой. Одна стена в комнате — иная выставка. Это стенд спортивных достижений Равиза Рауфовича. У бывшего тренера по боксу союзной республики кубков почти столько же, как и работ его жены.

Декоративно-прикладным творчеством Софья Николаевна увлеклась еще на БАМе, сначала это были картины из соломки. Сейчас большая часть ее работа — вышивка лентами. Год назад в доме Болтачевых появился компьютер, а с ним и возможность осваивать новые техники: бразильскую и другие виды вышивки, рисование с помощью акриловой заливки и иглы.

 — А что мне еще делать-то? У нас же только огород, — говорит Софья Николаевна, недавно оправившаяся от серьезного диагноза.

Для многих в ее возрасте одного огорода хватило бы с лихвой, а ей постоянно надо что-то делать, натура такая. И несмотря на диагнозы, они с Равизом Рауфовичем умудряются каждое лето путешествовать. В прошлом году побывали в монастыре под Соликамском, жили в палатках.

4 и 5 июня Софья Николаевна принимала поздравления со своим 75-летним юбилеем. Всю жизнь день рождения у нее два дня подряд, так как в свидетельстве о рождении была указана двойная дата: 4 — 5 июня. Но ничего не бывает просто так: говорят, что хорошего человека должно быть много, вот и день рождения деятельной Софьи Николаевны просто не уместился в один день. Так Вам держать и так же творить, уважаемая Софья Николаевна!

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *