Белочехи в Нязепетровске
Белочехи. 1918 год

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

В начале XX века белочешские и колчаковские террористические действия происходили не только в центральных регионах России, но и в отдаленных районах. Эти события коснулись также Нязепетровска и близлежащих населенных пунктов.

Довольно подробно и достоверно эти события описал в своей книге «За синими горами» нязепетровский краевед, историк, писатель Александр Михайлович Постников. Ниже приведены краткие сведения из его книги о тех трагических днях, которые пришлось испытать жителям и защитникам Нязепетровска, когда белочехи, захватив Челябинск, начали продвижение на восток, запад и север.

Окружить и уничтожить

Военные действия на Урале в 1918 году для красногвардейских отрядов развертывались очень неудачно, несмотря на массовый героизм в их рядах. Это объясняется, в частности, тем, что большинство красногвардейцев были не знакомы или мало знакомы с военным делом. Командный состав красных частей тоже только начал приобретать боевой опыт. Поэтому красные войска в течение июня и июля 1918 года вынуждены были оставить огромные территории Среднего и Южного Урала и часть территории Среднего Поволжья.

30 мая 1918 года ожесточенные бои проходили под Златоустом, Миассом. Красногвардейским отрядам пришлось отступать не только из-под Миасса, но и дальше в сторону Златоуста, так как чехословаки перешли в контрнаступление. При отступлении красногвардейцев из-под Златоуста в тылу у них вспыхнули кулацкие мятежи. Такие мятежи вспыхнули на станции Бердяуш, в Сатке и в районе Кусинского завода. Красногвардейцам пришлось отступать не по линии железной дороги, а лесами. Отступление велось организованно, с боями.

К Нязепетровску красногвардейцы отошли к началу июня 1918 года. На станции Нязепетровская сосредоточились следующие краногвардейские отряды: Нязепетровский, Кусинский, Миньярский, Нижне-Сергинский и другие.

Белые хотели в Нязепетровске окружить все отряды и уничтожить их полностью. С этой целью они повели наступление на завод по трем направлениям. Основная группа белочехов, опираясь на бронепоезд, двигалась вдоль линии железной дороги на станцию Нязепетровская. Другая группа двигалась правее линии дороги через речку Церковка для того, чтобы выйти на Уфалейский тракт и отрезать красногвардейцам возможность отступления на Уфалей. Третья группа двигалась левее железной дороги, стремясь захватить ее участок севернее завода в районе речки Кабанки, чтобы не дать возможность красным отступить по железной дороге в сторону станции Дружинино. Более двух недель около станции Нязепетровская шли бои, в результате которых красным пришлось все-таки отступить. На всех направлениях велись ожесточенные бои. Однако красные отступили на станцию Михайловский завод, а потом на станцию Дружинино.

После того, как белые взяли Нязепетровск, они начали дикие расправы над населением и особенно над членами семей красногвардейцев.            В силу целого ряда причин некоторые из красногвардейцев-нязепетровцев вынуждены были остаться в городе. Все они были схвачены и зверски замучены. Были убиты в разных местах товарищи Крушин, Бархатов, братья Текины, Кудрявцев, Бычков, Плешков, братья Зотовы, Щербаков, Кутасов и другие. Их именами названы улицы в Нязепетровске.

Террор белых в Нязепетровске продолжался ровно год. Белогвардейцы категорически запретили местным жителям хоронить во время боя бойцов-красногвардейцев. Белогвардейцы реквизировали у местных жителей лошадей, продовольствие и другие ценности. Затем началась мобилизация мужчин в колчаковскую армию. Так как большинство молодых парней не хотели попасть в белую армию, то белочехи и колчаковцы создали на территории Нязепетровской и соседней Белянковской волостей несколько карательных отрядов, которые охотились за людьми (под такую облаву попал и мой родной дядя Андрей Константинович Киселев. Он с группой земляков, которые оказались в телячьем вагоне, смогли при этапировании по железной дороге вырвать в полу вагона деревянные доски и на ходу выпрыгнуть из вагона. Покалечились, но остались живы и продолжали бороться за освобождение от беляков Нязепетровска).

В конце июня и в начале июля 1919 года Красная Армия приступила к освобождению уральской земли. Территория Нязепетровского района оказалась на стыке двух фронтов Красной Армии: Северного и Южного. В южной части нашего района и в центральной его части действовали войска 5-й армии, которой командовал М.Н. Тухачевский. В районе деревень Постниково — Савалда — Беляево нашего района и около деревни Новая Маскара Белокатайского раона Башкирии в первой половине июля 1919 года был двухдневный бой. Белые отступили в Ункурду, а затем по линии железной дороги в Кусу и Златоуст. Вслед за ними наступали части Красной Армии. Это были части 5-й армии Тухачевского. Шемаха, Арасланово, Нязепетровск были освобождены в середине июля 1919 года частями 5-й стрелковой дивизии (в составе 39-го и 43-го стрелковых полков). 43-м стрелковым полком в то время командовал легендарный Василий Иванович Чуйков, маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

В июле-августе 1919 года Нязепетровский район был полностью освобожден. После событий 1919 года Нязепетровск погрузился в мирную созидательную жизнь. На смену бывшим защитникам города пришли люди с новым мировозрением. Полным ходом шли индустриализация и развитие сельского хозяйства по всей стране и, в том числе, в Нязепетровском районе. В 50-х годах в знак памяти о павших борцах революции и жертвах белогвардейского террора было принято решение о создании в Нязепетровске памятника-мемориала на территории городского кладбища. Место определили на месте бывшей церкви Вознесения Господня, снесенной ранее.

Ничего не изменилось

После окончания семилетки я юнцом в 1953 году начал свою трудовую деятельность в ремонтно-строительной организации при горкомхозе.       Работа у нас была разноплановая в пределах города и района. В 1957 году руководство организации обратилось к нам с предложением поработать на вскрытии братских захоронений, которые сохранились еще со времен боевых действий с белочехами и колчаковскими войсками в 1918-1919 годах. Я попал в бригаду, которая работала на братском захоронении в районе станции Нязепетровская. Работа необычная, плюс ответственная и трудоемкая. Учитывался и психологический фактор: «Молодым страх чужд». Объемы работ по подготовке и вскрытию были выполнены бригадой в составе семи-восьми человек за один месяц. Сейчас не передать, с чем пришлось столкнуться в процессе выполнения вскрышных работ. По характеру состояния останков наших бойцов-красногвардейцев были зафиксированы жестокие злодеяния со стороны белогвардейцев.

Вслед за этими работами началась подготовка к созданию и сооружению мемориала на городском кладбище — на месте, где стояла Церковь Вознесения Господня. В дальнейшем нам пришлось работать на вспомогательных работах при сооружении памятника защитникам Нязепетровска и района, павшим от рук белочехов и колчаковцев. Открытие мемориала состоялось 2 августа 1957 года.    Разработка проекта мемориала осуществлялась Нязепетровским отделом архитектуры под руководством нашего земляка, участника Великой Отечественной войны Петра Ивановича Воронова.

Долгое время облик мемориала сохранялся. С течением времени  о нем стали забывать: не было каких-либо обновлений, реставрации, хотя общественность указывала на бесхозность и запущенность памятника. Но и сегодня пока ничего не изменилось.

В. КИСЕЛЕВ, г. Челябинск

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *