Г.М. Стругов с супругой
Г. М. Стругов впервые увидел свою супругу во Владивостоке

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Год назад Георгий Михайлович сложил свои полномочия атамана станицы Нязепетровская, получив звание почетного атамана, но по-прежнему энергичен, полон планов и идей. В  этом году с женой Любовью Ивановной они отметили 45-летие совместной жизни. Оба — потомственные казаки.

Памятный образ

Любовь Ивановна с раннего детства жила в Ункурде, но впервые Георгий Михайлович увидел ее за много тысяч километров от Нязепетровского района, во Владивостоке, где проходил военную службу. Любовь Ивановна в составе группы студентов-практикантов Челябинского педагогического института приехала туда на практику и в День Военно-морского флота гуляла с подругами по площади. Стоявшему в оцеплении Георгию Михайловичу показали: «Вон идут студенты с Урала», и в его памяти остался образ одной из девушек. Спустя два года они встретились в Нязепетровске, на пионерской игре «Зарница». Любовь Ивановна к тому времени окончила институт и работала в райкоме комсомола. Георгий Михайлович после армии вернулся на завод им. Калинина, где его выбрали секретарем комсомольской ячейки. Меньше чем через год они стали мужем и женой.

Г. М. Стругов не только женился на учительнице, но и сам родом из учительской семьи: его отец и мать были учителями, отец потом стал директором Первомайской школы. И отец, и дед — казаки. Мама — из рода Бархатовых, родная племянница знаменитого революционного деятеля П. С. Горшенина. Когда Георгию Михайловичу было тринадцать лет, семья, где было четверо детей, осталась без отца. Георгий Михайлович окончил ПТУ, работал на заводе. Потом начались проблемы со здоровьем, с завода пришлось уйти. Работал егерем, потом его позвали лесничим в Ункурдинское лесничество, и молодая семья переехала в Ункурду, где Струговы прожили двадцать четыре года.

Казачий полковник

Потомственный казак, Г. М. Стругов всегда интересовался казачьей культурой, а открыто «казаковать» начал с 1990-го года, а еще через два года организовал в Ункурде первую казачью станицу. Тогда это движение только возрождалось и многими воспринималось довольно агрессивно. Вот и начальству лесничества казачья деятельность Стругова пришлась не по нраву, предложили выбрать: или работа, или казачество. Георгий Михайлович выбрал второе. Ушел из лесничества, открыл свое фермерское хозяйство. В 2001-м его пригласили работать в Нязепетровск в межхозяйственный сельский лесхоз. Через три года он стал его директором, и семья перебралась обратно в Нязепетровск.

В 2015-м Георгий Михайлович вступил в казачье общество Уфалея. Уже через год, объединив всех бывших казаков Нязепетровского района (до 1994 года здесь также было казачье общество), возродил станицу Нязепетровскую и был избран ее атаманом. Возглавлял станицу до весны 2018 года, а потом избран председателем совета старейшин Второго Военного Отдела Оренбургского казачьего войска. Это второй по значимости чин после атамана отдела, возглавляющий совет самых уважаемых и авторитетных казаков.

Уже несколько лет Георгий Михайлович состоит в общероссийской ассоциации по рубке шашкой «Казарла», в этом году занял второе место в соревнованиях по казарле по Челябинской области. С этого года входит в состав судейской комиссии в аналогичном конкурсе в Уфалее. На вопрос, как ему удалось в таком совершенстве самостоятельно освоить эту редкую старинную дисциплину, Георгий Михайлович пожимает плечами: «Наверное, это в крови».

Георгий Михайлович очень хорошо знает как российскую историю, так и нашего района. И не просто знает, а стремится восстанавливать исторические связи. В 2017-м он на свои личные средства установил возле здания музея памятный знак первым поселенцам- «сынам казачьим» Нязепетровского рабочего поселка. А в 2018 году — несколько памятных знаков на местах разрушенных православных храмов Нязепетровска, а также поклонные кресты в местах кровопролитных сражений гражданской войны: в Калиновке и на выезде из Нязепетровска со стороны Ураимских Томилок. Еще будучи атаманом, Георгий Михайлович добился отведению казачьему обществу земельного участка, где совместно с казаками построил часовню во имя Св. Великомученника Георгия Победоносца, покровителя казаков. С тех пор там проходят регулярные казачьи встречи и мероприятия.

Этим летом при его непосредственном участии в СОШ № 2 был установлен памятник педагогам-участникам войны и труженикам тыла. В планах — посадка возле школы саженцев для аллеи учителей. Эта попытка уже не первая, но все предыдущие деревца погибали после нашествия коз. Каждое лето при школе Г. М. Стругов занимается с детьми в инициированном им спортивно-оздоровительном лагере «Казачата».

Казачья жена

Однажды на семейном торжестве Георгий Михайлович признался, что все, что он в жизни сделал, было достигнуто благодаря поддержке Любови Ивановны. Для нее это признание было очень неожиданным. Для казачьей жены было естественным следование чтимой казаками церковной заповеди послушания жены мужу. Сама она тоже казачка — ее отец из так называемых городовых казаков.

— По молодости был я отчаянный, а она меня сдерживала, терпела, пока я учился заочно. А учился я много: сначала в лесотехникуме, потом в Московском госуниверситете леса, — говорит Георгий Михайлович.

Вопреки казачьей поговорке «Терпи, казак, атаманом будешь!» второму атаману в казачьей семье не бывать, а вот терпеть Любови Ивановне пришлось действительно много. Когда переехали в Ункурду, дом там оказался в ужасном состоянии, а на руках маленькие дети, дочке всего полтора года. Пришлось терпеть несколько лет, пока не отстроили свой дом. Когда стали заниматься фермерством, завели большое хозяйство, забота о нем легла в том числе и на плечи Любови Ивановны, и без того устававшей в школе. Когда Георгий Михайлович стал работать в Нязепетровске, жена последовала за мужем и полтора года ездила из Ункурды преподавать в школе № 3.

Самым тяжелым испытанием для Любови Ивановны и Георгия Михайловича стало участие их сына Сергея в первой чеченской кампании. Сын вернулся живой и невредимый, но даже спустя много лет при воспоминании об этом Любовь Ивановна не может сдержать слез — до сих пор болит материнское сердце. Детей у Струговых двое: кроме Сергея, есть дочь Елена. И пятеро внучат-казачат разного возраста. Сергей чтит семейную казачью традицию, он — есаул Оренбургского казачьего войска.

Сорок пять лет своей жизни Любовь Ивановна Стругова отдала педагогической деятельности, она — учитель биологии, географии и немецкого языка. Работала в Ункурдинской школе, в школе № 3 Нязепетровска, последние девять лет трудилась на станции юных натуралистов.

Некоторые считали, что фамилия Стругова означает «строгая», но за все сорок пять лет работы в школе у Любови Ивановны не было ни одной конфликтной или сложной ситуации ни с учениками, ни с родителями.

— Ученик, как воздушный шарик, который нужно наполнить, вдохнуть в него что-то. К детям я всегда относилась так: пятьдесят процентов принципиальности и пятьдесят процентов доброты. Так же и к своим — вот главный педагогический секрет Любови Ивановны.

Про совместную с Георгием Михайловичем жизнь она говорит так: «Муж — атаман, а я за ним». Но в 2017 году скромная жена атамана получила признание: атаманом Оренбургского казачьего войска Любовь Ивановна была награждена медалью «Мать-казачка».

У почетного атамана станицы Нязепетровская Г. М. Стругова планов впереди громадье: 26 октября он будет участвовать в большом круге Оренбургского казачьего войска в новом для себя качестве председателя совета старейшин.

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *