[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Вот уже 21 год Г. А. Худайбердин стоит «у руля» станции юных натуралистов г. Нязепетровска. А ведь когда-то в его голове и мысли не было об этой профессии.
Галиулла Агилович родился и рос в д. Деево. После трех лет обучения в начальной Деевской школе с четвертого по восьмой классы учился в д. Нестерово. За эти пять лет он прошел весь путь детских организаций: октябренок, пионер, секретарь школьной комсомольской организации, и прочитал все книги в сельской библиотеке. А сколько было изрисованных им тетрадей и листков — и не сосчитать! Мальчик очень любил рисовать и мечтал стать художником. Но судьба распорядилась иначе.
Начало начал
По совету классной руководительницы Н. П. Брагиной Галиулла после восьмого класса поехал в Златоуст — учиться на художника.
«Когда мы с мамой приехали подавать документы в Златоустовское педагогическое училище, мне дали образец заявления, в котором нужно было просить допуска до вступительных экзаменов на учителя черчения и рисования, — рассказывает Г. А. Худайбердин. — Помню, слово «учитель» выросло передо мной до огромных, страшных размеров, обожгло и ошарашило. Как так? Я приехал учиться на художника! Какой учитель?».
Наотрез отказавшись писать заявление, подросток увел маму из этого «вдруг ставшего страшным» заведения.
«Всю ночь мама и знакомые, у которых мы остановились, провели в уговорах, — продолжает мой собеседник, — и к утру я был сломлен и начал подготовку к вступительным экзаменам».
Педагог с многолетним стажем сейчас вспоминает, что мог расстаться с профессией уже после первого курса педучилища — в конце учебного года Галиулла не был аттестован по черчению.
«Преподавательница по черчению, вчерашняя выпускница училища, просто не смогла понять, что у меня нет никакой базы, никаких знаний по этому предмету за школьный курс, — говорит Г. А. Худайбердин. — Но откуда у деревенского мальчишки могли быть знания, если на уроках черчения мы просто обводили карандашом одну и ту же деревянную деталь?».
К счастью, в порядке исключения, Галиуллу оставили на осень. И ему повезло. В конце лета юноша приехал на пересдачу в полной уверенности, что этот экзамен в училище станет для него последним. Пожилая преподавательница — «божий одуванчик», принимавшая в тот день экзамен, сразу все поняла. Поставив оценку «удовлетворительно», она отправила студента домой с напутствием: «Все хорошо, сыночек, учись, но я с тобой дополнительно позанимаюсь». Хватило буквально двух недель, чтобы государственный экзамен по черчению Галиулла сдал на «отлично». Впрочем, как и по остальным предметам тоже.
Лишь только со временем, с высоты прожитых лет, отданных педагогике, Г. А. Худайбердин понял, что просто учить и учить так, чтобы «дошло» до ребенка, — совершенно разные вещи.
Уйти, чтобы вернуться
Были в жизни Галиуллы Агиловича и осознанные уходы из профессии. Первый произошел, когда по направлению заведующего РОНО В. Г. Пенькова он после окончания училища попал в Калиновскую восьмилетнюю школу. Из–за нехватки учителей-предметников, кроме черчения и рисования, молодому преподавателю приходилось вести еще историю, географию, труды, физкультуру и заниматься воспитательной работой в интернате.
«Занятия в школе по 32 часа в неделю, каждый день до двух часов ночи составление планов уроков!» — опытный педагог до сих пор с ужасом вспоминает месяцы изнурительного труда.
И как спасение — призыв в ряды Советской Армии.
После службы Галиулла Агилович в педагогику сразу возвращаться не стал, а начал работать в Нязепетровске художником-оформителем: сначала в РЭС, потом в ПУ № 27.
«Казалось бы, интересная и любимая работа, но в душе уже произошел какой-то надлом: вспоминались деревенские ребятишки, тренировки в маленьком спортивном зале борьбой самбо, тимуровские рейды и воскресные походы в лес, — рассказывает Г. А. Худайбердин. — Появилось желание вернуться в профессию».
Н. К. Похвалина, директор СОШ № 3, где Галиулла Агилович когда-то проходил практику, предложила ему должность учителя географии. Г. А. Худайбредин работал в школе и заочно учился в ЧГПУ на естественно-географическом факультете.
Довольно продолжительный уход из профессии был у Галиуллы Агиловича в «лихие» девяностые. После рождения второго ребенка на одну зарплату прожить было невозможно. Глава семейства принял решение из педагогики уйти в предпринимательство — в то смутное время так поступали многие.
«Решение принималось мучительно больно, — говорит мой собеседник. — К этому времени уже были определенные успехи в обучении и воспитании, организована туристско-краеведческая работа с многодневными походами, с победами на районном турслете».
Предпринимательство для Галиуллы Агиловича было совершенно другим, чужим и неприемлемым для него, воспитанного на идеях коммунизма, типичного «совка», миром.
«В преподавательской деятельности в отношениях между педагогами и детьми нет фальши, учитель является примером порядочности, доброты, любви ко всему живому. А здесь царствовала лишь идея получения прибыли любой ценой, — говорит Г. А. Худайбердин. — Чтобы выжить, нужно было превратиться в волка, научиться показывать хищный оскал, обманывать, предавать. Приходилось видеть и ощущать обман на себе. Я так не мог: долги старался погасить любыми путями, вплоть до того, что деньги, вовремя не оплаченные заказчиками, выплачивал из своего кармана».
О богатстве Галиулла Агилович не мечтал, тайно лелея надежду о возврате в свою, уже ставшую родной, профессию учителя.
Отличный результат
Мечта сбылась: в 1998 году Г. А. Худайбердин занял должность директора станции юных натуралистов. Он руководит СЮН и по сей день.
Встав у руля учреждения, Галиулла Агилович взялся за возрождение туризма в районе, за организацию походов, путешествий, экскурсий и уже осенью 1999 года провел районный туристический слет, которого не было с 1991 года. В 2000 году по инициативе областного центра дополнительного образования детей педагог разработал образовательную программу «Юный геолог», она оказалась востребованной для детей и их родителей.
Педагогический труд Г. А. Худайбердин не напрасен. Сегодняшние воспитанники Галиуллы Агиловича становятся призерами и победителями различных конкурсов, слетов, олимпиад как муниципального, так и областного, регионального и федерального уровней. Среди его бывших подопечных — пять профессиональных геологов, несколько человек служат офицерами Российской Армии, многие учащиеся посвятили свою жизнь педагогике, две из них после окончания педагогических вузов работают педагогами дополнительного образования в СЮН.
Г. А. Худайбердин неоднократно получал государственные, ведомственные и общественные награды: благодарственные письма, почетные грамоты, премии, почетные знаки и медали. В этом году он удостоен премии губернатора Челябинской области. Церемония вручения состоится 7 октября в резиденции главы региона А. Л. Текслера.
Меньше чем через месяц, 1 ноября, Галиулла Агилович будет праздновать свой шестидесятилетний юбилей.
«Я чувствую себя счастливым человеком, иду на работу с большим желанием, потому что в свободе творчества не ограничен, — говорит педагог. — Чувствую в себе огромные силы для передачи детям того самого хорошего, что есть в настоящих человеческих отношениях. Хочется успеть сделать еще многое, и я надеюсь, мне хватит сил все это осуществить!»
Оксана ЩЕКАЛЕВА