Первые спектакли в Нязепетровске
Драматический коллектив Нязепетровска. 1926 г.

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

На стендах — уникальные сцены из спектаклей разных лет, начиная с далёкого 1911 года, материалы, рассказывающие о творческой деятельности самодеятельных режиссёров.

В предметной части выставки представлены костюмы актёров и реквизит из спектаклей. Сегодня мы начинаем публикацию исторического очерка научного сотрудника МВЦ Н. М. Кислова о становлении и развитии самодеятельного театрального искусства в нашем районе.

Первые спектакли в Нязепетровске
Сцена из спектакля «Раздор». 1911 г.

22 ноября 1911 года техники, учителя и приказчики Нязепетровского завода в заводской конторе ставили четырёхактную пьесу «Раздор». Толков и пересудов, как это часто бывает в Нязепетровске, было полно. Но всем одинаково интересно было знать, что там представят «комедиянты». В этом спектакле впервые участвовал и шестнадцатилетний Иван Шмонин, впоследствии бессменно руководивший драматическим коллективом заводского клуба более сорока лет.

Родился Иван Осипович Шмонин в 1894 году. Его отец Осип Арсентьевич был совершенно безграмотным, работал подмастерьем в пробойном цехе Нязепетровского завода. Однако глава семьи и его дети проявляли незаурядные способности к пению, музыке и драматическому искусству. Неслучайно их небольшой дом на Первой Могильной улице (ныне Гагарина) охотно посещали техник завода Николай Мирсков, заведующий листопрокатным и пробойным цехами завода Павел Анисимов, лесник Яков Сокольских и другие представители тогдашней интеллигенции. Именно здесь начались первые репетиции драматического кружка. Яков Андреевич Сокольских решил не только сам участвовать в «комедиях», но и приобщил к этому «развлекательному» занятию свою дочь Машу. Мария Яковлевна стала ведущей актрисой на местной сцене. Вышла замуж за режиссёра Ивана Осиповича Шмонина. В их семье подрастала дочь Зоя (от первого брака Ивана Осиповича). Можно сказать, с пелёнок Зоя вошла в удивительный мир театра. Сцена настолько захватила её, что она не расставалась с ней всю свою жизнь. Она была в числе первых пионеров Нязепетровского завода, проявив и здесь свои незаурядные артистические способности. Именно в пионерском отряде она исполнила свою первую роль — Красной Шапочки.

В то же время в Нязепетровском заводе жила и другая творческая семья ключевого завода Дмитрия Ивановича Батракова. Его сыновья Степан и Михаил и четыре дочери не могли рассчитывать ни на особое положение в обществе, ни на серьёзное образование. Но всё, что долетало до них от культуры внешнего мира, они творчески перерабатывали.

Захватила их в свой круговорот гражданская война. 18-летний Степан Батраков, служивший до этого надсмотрщиком на телеграфе, оказался телеграфистом-морзистом в штабе Третьей Красной армии. Вернулся в Нязепетровск в 1921 году. С этого времени в течение многих лет он не расставался со сценой, исполнив около 30 ролей.

6 декабря 1921 года в клубе «Пролетарий», открытом в здании бывшего заводского госпиталя, труппой политпросвета ставится пьеса «Дни нашей жизни» Леонида Андреева. На афише указывалось, что «спектакль посвящается труженику, артисту и режиссёру С. Д. Батракову». В спектакле участвуют: Иван Осипович Шмонин — актёр и режиссёр, Мария Яковлевна Шмонина — актриса и другие. В спектакле участвовал и сам Степан Батраков. А премьера этого спектакля состоялась три года назад — 14 сентября 1918 года, когда в Нязепетровском заводе вовсю хозяйничали колчаковцы.

Захватывающим и интересным был спектакль по пьесе А. Островского «Василиса Мелентьева». Главную роль исполнила Мария Яковлевна Шмонина.

С успехом на местной сцене шли и другие спектакли труппы политпросвета в составе Степана Батракова, Марии и Ивана Шмониных, Александра Коровина, Василия Мыльникова, Владимира Волжина, братьев Михаила и Николая Шерстневых, Марии Матвеевой: «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Бесприданница» А. Островского, «Васса Железнова» и, конечно же, «На дне» М. Горького. В роли Сатина — Степан Батраков:

— Я знаю ложь! Кто слаб душой … и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто — сам себе хозяин… Кто независим и не ждет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека.

…А впереди были еще спектакли. И каждый проходил при переполненном зале.

Для того чтобы удовлетворить желание нязепетровцев участвовать в спектаклях, в двадцатые годы было создано два драматических кружка. Режиссёром основного был Иван Осипович Шмонин, а другого — молодёжного — Степан Леонтьевич Кочетков.

Коллективы драматических кружков были сильные, способные ставить такие сложные для постановки пьесы как «Разлом» Лавренёва, «Чужой ребёнок» Шкваркина, «Пять ночей», «Власть тьмы» Толстого, «На дне», «Васса Железнова» Горького, «Без вины виноватые», «Лес», «Василиса Мелентьева» Островского, «Дни нашей жизни» Андреева, «Платон Кречет» Корнейчука и многие другие пьесы.

Ставились также отдельные картины из пьес «Борис Годунов», «Келья в Чудовом монастыре», «Корчма на Литовской границе» и другие.

Совместными усилиями драматического, хорового, вокального и музыкального кружков успешно ставились и музыкальные пьесы, такие как «Дочь русского актёра», «Актёр небосклонов», «Кабаре на кухне», «Хряк», «Тайны гарема» и другие.

Самыми активными членами кружка были М. Я. Шмонина, М. И. Карпова, П. Х. Кривоусов, З. И. Шмонина, Василий Мыльников, А. А. Давыдова, А. Н. Половодов, С. И. Трельская, Зоя Лукина, П. В. Слесарев, А. И. Крылова и многие-многие другие.

Драматическим кружком железнодорожников на протяжении многих лет руководила Л. Н. Троицкая. Местные спектакли пользовались большим успехом. Ведь это было единственное окно в мир театра. В железнодорожном клубе и театральном зале красного уголка паровозного депо ставили спектакли «Не все коту масленица», «Поэт и царь», «Без вины виноватые», «Коварство и любовь». Среди самодеятельных артистов были молодые рабочие железнодорожного посёлка Н. Нестеров, Б. Медведев, В. Янушко, В. Галактионов, И. Лабзов, А. Лабзова, Т. Фролова, К. Буцлевская, В. Маклаков, Н. Проскурякова, Е. Лягушкина. Только в течение одного 1927 года спектакли этого творческого коллектива посмотрели более 6 тысяч человек.

В 1928 году в железнодорожном поселке введен в эксплуатацию новый клуб, и все премьерные спектакли драматических коллективов  — и заводского, и железнодорожного — стали проводиться в новом клубе.

Стремление реализовать себя в художественном творчестве было велико и в других населённых пунктах. В 1929 году в Шемаху приехал для организации колхоза двадцатипятитысячник Дмитрий Яковлевич Петров. Коммунист с 1917 года. Более двадцати лет Дмитрий Яковлевич проработал печатником. До приезда в Шемаху работал в Свердловском книжном издательстве. Человек незаурядных способностей, прекрасный оратор, он сразу же снискал уважение у шемахинцев, особенно у молодёжи. По его инициативе в местном клубе был создан драматический кружок, и в день первой колхозной борозды в апреле 1930 года здесь состоялась премьера спектакля по пьесе М. Горького «На дне». Главную роль сыграл сам Дмитрий Яковлевич. Другие роли исполнили комсомольцы Шемахи М. Коровин, И. Золотов, С. Черных, молодая учительница Е. Слукина.

Первые спектакли в Нязепетровске
Драматический коллектив. 30-е годы ХХ века

Большое место в художественной самодеятельности 20-х и 30-х годов занимала так называемая «Синяя блуза», позже она стала называться «Живая газета». Активными её участниками были братья М. И. и Н. И. Шерстнёвы, А. А. Коровин, В. Т. Чебыкин. В течение месяца обычно ставилось две-три постановки и концерта. Зал всегда был переполнен. Чтобы удовлетворить всех желающих посмотреть спектакль, их приходилось повторять.

Клуб «Пролетарий» был небольшой, не хватало комнат для работы кружков. В начале 40-х годов на месте этого клуба построили новое здание клуба завода имени М. И. Калинина с большим количеством мест в зрительном зале, просторным фойе, достаточной высоты сценой, помещениями для библиотеки и кружковой работы.

Большую работу вели клубные активисты И. О. Шмонин, С. Д. Батраков, Н. П. Помехин, М. И.  Матвеева, П. Е. Гурова, П. Н. Гусев, В. И. Волжин, Н. П. Крылова и другие.

В годы Великой Отечественной войны работа драматических коллективов не прекращалась. В конце 1942 года в Нязепетровск было эвакуировано Ростовское артиллерийское училище, которое пробыло здесь до августа 1943 года. Курсанты привезли с собой музыкальные инструменты — в Ростове у них был джазовый ансамбль. Пока училище находилось в Нязепетровске, курсанты поставили и показали нязепетровцам две оперетты: «Запорожец за Дунаем» и «Сильва». Женские роли исполняли участницы художественной самодеятельности заводского клуба.

В послевоенные годы на местной сцене ставилась пьеса драматурга Владимира Пистоленко «Любовь Ани Березко». Судьбы учительницы Ани Березко и директора школы Сергея Теряева вызывали сочувствие, задевали «за живое». Вечная тема обманутого доверия, разбитой любви, конфликт между искренне любящей и ее коварным «другом» были воплощены в близких, современных чертах, в понятном и простом сюжете.

Продолжение следует

Н. КИСЛОВ, научный сотрудник МВЦ

 

Поделиться:
, ,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *