Спектакль в Нязепетровске
Сцена из спектакля В. Макаёнка « Затюканный апостол». 1982 год

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

В предметной части выставки представлены костюмы актёров и реквизит из спектаклей. Сегодня мы продолжаем публикацию исторического очерка научного сотрудника МВЦ Н. М. Кислова о становлении и развитии самодеятельного театрального искусства в нашем районе.

21 июля 1951 года общественность Нязепетровска торжественно отметила 40-летие драматического коллектива клуба завода имени М. И. Калинина. За активное участие в работе кружка почётными грамотами награждены 23 члена творческого коллектива, среди них И. О. Шмонин, М. Я. Шмонина, С. Д. Батраков, Н. А. Беляева, Л. Н. Антаков, И. П. Михайлюк и другие. В заключение были поставлены отрывки из спектаклей по пьесам Островского «Без вины виноватые», Горького «На дне», Фёдорова «Пути-дороги».

В январе 1957 года в Нязепетровске впервые был проведён конкурс театральных коллективов. Драматический коллектив заводского клуба представил на конкурс два спектакля «Не всё коту масленица» А. Островского и «Девицы-красавицы» А. Симукова. В этот период драмкружком руководил Александр Петрович Берестов.

Супруги Шмонины из Нязепетровска
Мария Яковлевна и Иван Осипович Шмонины. 50 -е годы ХХ века

В это же время особой активностью отличался драмкружок в деревне Гривенке, которым руководил учитель Павел Тимофеевич Феськов. Здесь ставились комедия Н. В. Гоголя «Женитьба», а также чеховские пьесы «Предложение» и «Юбилей».

Имели успех и всегда тепло встречались зрителями детские спектакли, поставленные учителем средней школы № 27 Ниной Ивановной Карповой — «Приключения Чипполино», «Двенадцать месяцев» и другие. Нина Ивановна активно участвовала и в клубной самодеятельности.

Заканчивались пятидесятые годы. Наступали новые — шестидесятые. Рубежом между ними в творчестве драматического коллектива клуба завода стала премьера спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Иркутская история» — пьеса, близкая и годам прошлым и времени наступающему. Не оставила равнодушными зрителей и другая работа самодеятельных артистов — спектакль по пьесе Виктора Розова «Неравный бой».

В 1969 году драматический коллектив клуба завода имени М. И. Калинина возглавил Владимир Васильевич Коростелёв. Свою сценическую деятельность он начинал ещё в сороковые годы простым актёром-любителем. Став режиссёром, Владимир Васильевич продолжил добрые традиции драматических коллективов прошлых лет. На генеральные прогоны спектаклей и их премьеры обязательно приглашались ветераны сцены. В канун праздника Великого Октября в клубе состоялась премьера спектакля по пьесе С. Наумова «Чрезвычайная». Зрители с волнением следили за развитием событий на сцене, а простое и, вместе с тем, близкое к жизни оформление спектакля позволило ощутить атмосферу первых лет Советской власти.

В.В. Коростелев, режиссер из Нязепетровска

Драматический коллектив клуба завода имени Калинина каждую весну радовал нязепетровцев новой премьерой. В семидесятые годы на сцене клуба завода имени М. И. Калинина с успехом шли спектакли «Стряпуха замужем» и «Павлина» Анатолия Сафронова (1971, 1973 годы), «В этом милом доме» Алексея Арбузова (1974 год), «Весёлый самоубийца» Юлия Чепурина (1976 год), «Не всё коту масленица» Александра Островского (1977 год), «Женатый жених» Андрея Кузнецова (1978 год). За десять лет с 1969 по 1979 годы драматическим коллективом под руководством В. В. Коростелева поставлено 9 полнометражных спектаклей, 5 одноактных пьес, 60 спектаклей малого жанра и 4 театрализованных представления. Все декорации к спектаклям готовились в модельном цехе завода, а оформлением сцены в течение многих лет занимался художник-оформитель завода Анатолий Николаевич Рылов. Сценический образ актёров во многом зависел от швеи-костюмера Марии Александровны Киселёвой. В каждый костюм она вкладывала свою душу, а потому костюмы, создаваемые Марией Александровной, служили долго и всегда были в отличном состоянии.

Надолго запомнился зрителям спектакль «Не всё коту масленица». Обращение к классике — всегда сложный и трудный экзамен как для участников, так и для режиссёра-постановщика. Исполнителям и режиссёру нужно проникнуться духом того времени, когда написана пьеса, понять и раскрыть замысел автора.

Пьеса «Не всё коту масленица» трудна для постановки. И тем отраднее, что театральный коллектив не испугался этих трудностей.

В спектакле были заняты самодеятельные актёры разных возрастов, с различным опытом сценической деятельности: старейшая участница художественной самодеятельности телефонистка завода Александра Андреевна Маслёнчикова, она исполнила в спектакле роль обедневшей вдовы купца Дарьи Фёдоровны Кругловой, слесарь-сборщик третьего механического цеха завода Фёдор Дмитриевич Бархатов, сыгравший роль купца-миллионщика Ермилы Зотыча Ахова. Роль Агнии исполнила директор клуба завода Валентина Рогова, а роль Феоны — методист районного отдела культуры Татьяна Шалимова.

А вот слесарь-сборщик третьего механического цеха завода Николай Киселёв и ученица девятого класса средней школы № 1 Надежда Паршакова, исполнившие роли Ипполита и Маланьи, дебютировали в этом спектакле.

Работу театрального коллектива посмотрели жители Шемахи, Сказа, Арасланово, Ункурды. Спектакль шёл и на сцене клуба имени Кутасова.

Семидесятые годы можно назвать самыми театральными в нашем районе. Драматические коллективы работали не только в клубе завода, но и в клубе имени Кутасова, некоторых сельских клубах и школах района. В начале марта 1971 года на сцене Шемахинского дома культуры состоялась премьера спектакля школьного драмкружка по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Все участники спектакля — учащиеся 9 и 10 классов — настолько вжились в свои роли, что сами верили своим персонажам и переживали всё вместе с ними. Подготовила спектакль учитель химии Шемахинской средней школы Любовь Ивановна Ниточкина. А годом ранее ребята успешно поставили пьесу «Всё это не так просто» Георгия Шмелёва, написанную по рассказу Л. Исаевой «Дневник».

15 марта 1974 года в клубе имени И. П. Кутасова под руководством учителя средней школы № 27 Нины Ивановны Карповой состоялась премьера спектакля «Женатый жених». В спектакле были задействованы самодеятельные артисты Т. Ф. Фролова, Н. И. Темников, С. М. Бархатов, Е. А. Гурина, Л. Степанова, О. Новикова, М. Половинкин, Г. Арапова, А. Устюгов.

С большим успехом в начале восьмидесятых годов на сцене заводского уже Дома культуры прошли спектакли «Трибунал» Андрея Макаёнка, «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина.

Жанр пьесы «Трибунал» определен драматургом как трагикомедия. Великая Отечественная война. Оккупированная белорусская территория. Деревня, где властвует новый немецкий порядок. Самый обычный крестьянский дом. Его хозяйка Полина — мать-героиня, имеющая двенадцать детей, крепкой рукой ведет хозяйство и держит в узде и мужа, и детей (З. И. Шмонина). Хозяин, Терешко, по прозвищу Колобок (Ф. Д. Бархатов), в мирное время при Советской власти работал пастухом и был всегда человеком легким и добрым, преданно любившим свою семью. В описанный день он приходит домой и сообщает родным, что немцы назначили его старостой деревни… Другие роли исполнили Юрий Рогов (Сыродоев — начальник районной полиции), Николай Киселёв (комендант-немец), дочерей Полину, Галю и Зину сыграли Галина Шерстнёва, Екатерина Сохрина, Людмила Шебалина, сына-подростка Володьку — Александр Коростелёв.

На протяжении двух часов самодеятельные актеры держали зрителей в напряжении, а кто-то за это время пролил не одну слезу.

Не оставила равнодушными зрителей и другая работа драматического коллектива. Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» Василия Шкваркина ставилась во многих театрах страны. В Нязепетровске впервые эту пьесу зрители увидели в 1937 году в постановке И.О.Шмонина. Роль студента Якова тогда сыграл Степан Дмитриевич Батраков. И вот новое обращение к этому произведению. Интерес режиссёров к этой незамысловатой комедии объяснялся её скандальностью и даже неприличной крамольностью по меркам того времени. Судите сами: молодая актриса Маня (в спектакле её сыграла Екатерина Сохрина) репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Её слова случайно услышала дачная подружка Зина (Вера Диковицкая) и разнесла «потрясающую новость» по всему дачному поселку. Трое влюблённых в Манечку мужчин солидный инженер Прибылёв (Николай Киселёв), нелепый, но милый зубной техник Сенечка Перчаткин (Александр Каширин) и студент Костя (Николай Коростелёв) дружно от неё отворачиваются, а родителей (Владимир Васильевич Коростелёв и Зоя Ивановна Шмонина) чуть инфаркт не хватил от таких известий. Скандал для того времени неслыханный… В спектакле также участвовали: Юрий Рогов (студент Яков), Людмила Шебалина (студентка Рая), Владимир Валуев (отец Раи).

Несмотря на закрученную детективную интригу, спектакль подарил зрителям искренние, даже наивные, но такие необходимые в нашей жизни чувства.

В 1981 году драматический коллектив подготовил комедию в трёх картинах «Корочанская каша» Александра Аляутдинова. Роли исполняли Вера Диковицкая — мастер СГПТУ № 27, библиотекари Наталья Табаева и Екатерина Сохрина, слесарь третьего механического цеха завода Николай Киселёв. Все они на сцене не один год. А вот фрезеровщик инструментального цеха Валерий Пырочкин — начинающий самодеятельный артист. В спектакле он сыграл одну из главных ролей — молодожёна Геннадия.

20 мая 1981 года в доме культуры была показана шутка в одном действии А. П. Чехова «Предложение». Своеобразным, по-своему похожим на человека того времени предстал перед зрителями в роли жениха Ивана Васильевича Ломова Николай Киселёв. Притворной и капризной, на первый взгляд, показалась и простая девушка Наталья Чебукова, которую сыграла Екатерина Сохрина. Роль её отца Степана Степановича Чебукова исполнил В. В. Коростелев. Своей игрой Владимир Васильевич показал притворство и лицемерие хозяина дома.

Запомнился нязепетровцам и спектакль «Затюканный апостол» по пьесе Андрея Макаёнка (1982 год). Сюжет пьесы крутится вокруг отношений внутри обычной семьи: отец, мать, сын и дочь. Родители разводятся и делят между собой детей. Мальчик «отходит» к отцу, а девочка, соответственно, — к матери. Проживая при этом в одном доме, родители и дети сталкиваются здесь лицом к лицу каждый день и испытывают дискомфорт. В общем-то сыну взаимная ложь отца и матери осточертела, но вместе с тем мальчик пытается помирить их. Хотя бы на почве вражды по отношению к нему, их родному ребенку. Сын (Валерий Пырочкин) ловит своих родителей на обмане и в конце, давясь слюной, кричит на семейном ужине: «Вы хотите правды? Вы правды хотите?» И эту правду выдает на-гора… По мнению Нины Ивановны Карповой, Валерий Пырочкин играл свою роль «динамично, экспрессивно, живя своей ролью, чувствуя её».

Продолжение следует

Н. КИСЛОВ, научный сотрудник МВЦ

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *