Спектакль в Нязепетровске
Сцена из спектакля «Беда от нежного сердца»

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Сегодня мы заканчиваем публикацию исторического очерка научного сотрудника МВЦ Н. М. Кислова о становлении и развитии самодеятельного театрального искусства в нашем районе. Начало в номерах № 46 и 47.

После этого спектакля на местной сцене на целых пять лет воцарилась тишина. И только в ноябре 1986 года Владимир Васильевич решил вновь тряхнуть стариной — возродить заводскую театральную сцену. Его поддержали Фёдор Дмитриевич Бархатов, Вера Ильинична Диковицкая, Николай Иванович Андриянов, Валерий Пырочкин. Пришли попробовать свои силы на сцене Сергей Голубицкий, Оксана Усманова, Гуля Дельмухаметова и Вера Астанина. Для спектакля выбрали комедию Нины Семёновой «Печка на колесе». Сюжет комедии был довольно актуальным на тот момент — сохранение малых деревень, деревенского уклада. Премьера спектакля состоялась 18 апреля 1987 года. Героиня комедии — мать пятерых детей, телятница Фрося (В. И. Диковицкая) — живет в неперспективной деревне и не хочет покидать родной дом — «печку на колесе»… Смешной и трогательный спектакль никого не оставил равнодушным.

Одновременно с этим спектаклем шли репетиции другого спектакля по комедии Ивана Андреевича Крылова «Урок дочкам», написанной в стиле водевиля в далеком 1807 году. Это был дипломный спектакль студентки Челябинского института культуры Татьяны Рябовой. В спектакле были заняты в основном одноклассники Татьяны. Она достаточно полно сумела воплотить на сцене идею автора.

Фёкла и Лукерья (Елена Нестерова и Ирина Власова), дочери дворянина Велькарова (Сергей Ерофеев), воспитывались у своей тетки гувернанткою мадам Григри «на последний манер». Отец приехал со службы к ним в Москву и решил взять дочерей к себе. Но дочери-модницы рассердили старика своим презрением ко всему русскому и обожанием всего французского. А в это же время горничная барышень Даша (Наталья Табаева) собирается замуж, однако у нее и ее жениха Семена (Юрий Володин) нет денег на свадьбу. И Семен придумал хитрость: он переодевается и выдает себя за французского маркиза, прибывшего из Франции и поизносившегося в дороге, — с тем чтобы втереться в доверие богатым дочкам и — исключительно по русской традиции — попросить у них денег. При этом новоявленный «француз» по-французски не знает ни слова. Но это и не беда: ведь папаша запретил дочерям общаться на французском, поэтому «французский маркиз» вынужден разговаривать исключительно по-русски. Обманщик в конце концов разоблачен, но за преподнесенный урок хозяин одаривает его всем необходимым. Другие роли исполнили Нина Петровна Пырочкина (Василиса, няня), Николай Лукоянов (Сидорка, деревенский конторщик), Иван Вотинов (слуга), Людмила Вавилина (Лиза, девушка на сенях).

Комедия заканчивается патетической речью Валькерова, недовольного воспитанием дочерей и обвинением их в галломании (страстное почтение ко всему французскому) и ненависти к русскому языку, русским традициям и устоям.

Получив диплом театрального режиссера, Татьяна Рябова возвращается в Нязепетровск. Вместе с ней приезжает в Нязепетровск и ее подруга, тоже режиссер, Анна Глебова. Обе работают методистами в отделе культуры и одновременно работают над постановками спектаклей. Больше всего их привлекают водевили.

Премьерный показ водевиля «Беда от нежного сердца» по пьесе-шутке, написанной Владимиром Соллогубом, современником А. С. Пушкина, состоялся 7 января 1989 года. Легкий, искрометный музыкальный спектакль о сватовстве легкомысленного отпрыска богатого семейства поставила Татьяна Рябова.

Всё смешалось в петербургском доме помещицы, уроженки Тамбова Дарьи Семёновны Бояркиной (Наталья Гусева). Как снег на голову свалились нежданные гости — друг юности Василий Золотников (Алексей Мальков) с сыном Александром (Александр Крестовских), которого непременно нужно женить, и заклятая подруга из Тамбова — Аграфена Григорьевна Кубыркина (Татьяна Рябова), которой обязательно нужно выдать замуж свою дочь Катю (Екатерина Бычкова). И как на грех, ее родная дочь Машенька (Елена Нестерова) в отъезде, а вот ей-то в первую очередь и нужно найти жениха, потому как — годы… Да и бедная племянница Настя (Надежда Кутепова) тоже в девках засиделась.

Невест вокруг молодого жениха полно, ведь Александр — наследник миллионного состояния. Нежное сердце юноши буквально тает от любви при виде каждой молоденькой девушки. Здесь и начинаются сложности, поистине, «беда от нежного сердца». Наивную Марью Петровну, авантюрную Катерину Ивановну и бесприданницу Настасью Павловну — всех позвал замуж незадачливый герой! Оправдание своим множественным увлечениям он находит простое: «У меня нежное сердце, погибаю в расцвете лет». Уже в финале герою предстоит сделать свой выбор на одной особе, той, которая достойна уважения… Персонажи яркие, текст местами весьма язвительный и не потерявший актуальность. Не остались не замеченными зрителями актеры, сыгравшие роли слуги — вечно пьяного француза (Иван Вотинов) и человека от театра (Сергей Каширин). Пианист на протяжении всего спектакля был на сцене у рояля, он же был и автором музыкального оформления спектакля. Премьера прошла на одном дыхании.

Режиссеры Анна Глебова и Татьяна Рябова
Молодые режиссёры Анна Глебова и Татьяна Рябова. 80-е годы ХХ века

Комедия «Люди, звери и бананы» по одноименной пьесе Аллы Соколовой — другая работа Татьяны Рябовой и молодежной театральной студии — состоит из нескольких историй, на первый взгляд никак не связанных между собой. Но в процессе движения от истории к истории, спектакль создавал ощущение единого организма. Это своеобразное «ожерелье», в котором, как бусины, нанизаны на одну нить несколько историй, в которых любовь, доброта в отношении друг к другу, тяга к счастью и обретение его предстают вечными ценностями. Короткие зарисовки про нашу жизнь — грустные, забавные, ироничные, трагикомичные, какой, собственно, эта жизнь и является. Премьера спектакля состоялась в музейно-выставочном центре.

В канун 250-летия Нязепетровска Татьяна Сергеевна, теперь уже Жукова, готовит к постановке спектакль по пьесам А. П. Чехова «Юбилей» и «Предложение», но по семейным обстоятельствам меняет место жительства, хотя в день премьеры, 26 июня 1997 года, она была рядом с актерами, занятыми в спектакле: Надеждой и Сергеем Кутеповыми, Анной Сухоруковой, Ольгой Якуниной, Андреем Евсеевым, Вячеславом Диковицким.

Анна Глебова, став Сухоруковой, создает при доме культуры театр миниатюр. По ее мнению, это живо, искрометно, весело и лаконично. Премьерный показ миниатюр «Типичная ситуация» и «Семейная хроника» состоялся накануне Международного женского дня в 1990 году. Затем была шутка-водевиль в одном действии «Аз и Ферт» П. С. Федорова (первоначальное полное название: «Аз и Ферт, или Свадьба с вензелями»).

Помещик Мордашов (Игорь Бархатов) мечтает выгодно пристроить замуж свою дочь (Светлана Илларионова) и находит ей подходящего жениха — достойного, почтенного, своего ровесника, и чтобы угодить своему зятю Алексею Фурсикову (Алексей Власов), помечает все приданое своей дочери вензелем «А. Ф.» — инициалами своего будущего зятя. Но этого брака жаждет только герой водевиля Мордашов, а жених и невеста совершенно не нравятся друг другу. Дочь заводит любовь с бедным художником Антоном Фадеевым (Александр Пырочкин) и ни в какую не соглашается стать супругой почтенного Фурсикова. Дабы не пропало добро, расчетливый отец начинает поиски жениха с подходящими инициалами аз и ферт… И все заканчивается хорошо, Любушка выходит замуж за художника Антона Фадеева. И это несмотря на то, что фамилия возлюбленного оказалась неправильной, то есть не на букву ферт, а на букву фита… В спектакле были заняты также Надежда Похвалина (жена Мордашова), Лариса Шебалина (кухарка Мордашова).

Тепло встретили зрители и другую постановку этого молодого режиссера — комедию в одном действии Михаила Зощенко «Свадьба».

Спектакль в Нязепетровск
Участники спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Но пожалуй, самой яркой и запомнившейся нязепетровцам была режиссерская работа Анны Сухоруковой — спектакль по комедии Леонида Филатова «Про Федота — стрельца, удалого молодца». Зрители на протяжении всего спектакля наслаждались игрой самодеятельных актеров, сумевших и без того блистательно написанное сатирическое произведение сделать еще более интересным и веселым при минимуме достаточно условных декораций. С неподдельным удовольствием и огнем играли, импровизировали и сами смеялись над происходящим Ольга Якунина (Маруся-голубица), Надежда Кутепова (нянька), Анна Половинкина (царевна), Андрей Евсеев (генерал), Наталья Гусева (Баба-Яга), Сергей Кутепов (царь), Николай Киселёв (скоморох-потешник), Александр Сухоруков и Сергей Ерофеев (дюжие молодцы), Вячеслав Диковицкий (Федот). Зрители уходили в отличном настроении.

К сожалению, приходится признать, что этот спектакль был последним в культурной жизни района. Татьяна Сергеевна Жукова уехала, Анна Васильевна Сухорукова стала чиновницей, и вот уже более 20 лет на местной сцене затишье, хотя работники РДК время от времени ставят мюзиклы и другие музыкально-драматические постановки да музейные работники — небольшие камерные спектакли, используя в качестве декораций и театрального реквизита музейные экспозиции и музейные предметы. Но все-таки это не «полнометражные спектакли». Было бы здорово возродить при РДК драматический коллектив, а люди, увлекающиеся сценой, обязательно найдутся, чтобы своей игрой, своим творчеством доставлять людям радость.

Н. КИСЛОВ, научный сотрудник  МВЦ

 

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

  1. В спектакле ,Аз и Ферт’ помещика Мордашева играл Александр Пырочкин, а художника Антона Фадеева — Иван Половинкин!

    1. Большое спасибо за уточнение!

  2. Анна Васильевна Сухорукова еще ставила пьесу Чехова ‘Медведь’

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *