С появлением мобильных телефонов возникло так называемое телефонное мошенничество. Широкое распространение получили мошеннические схемы, совершаемые путем рассылки SMS-сообщений или  звонков якобы из службы безопасности банка. Их цель — убедить доверчивого гражданина передать свои деньги добровольно.

Какие варианты обычно используют мошенники?

Вам приходит SMS-сообщение  либо поступает звонок о блокировке Вашей банковской карты и предлагается перезвонить по указанному в сообщении номеру. На Ваш звонок Вам ответит мошенник и сделает всё, чтобы узнать данные вашей карты. Помните – банковские работники никогда не совершают операций по карте по телефону, никогда не просят клиента сообщить конфиденциальные сведения.

SMS-сообщение, звонок, в котором Вас просят о помощи – перевести некую сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.

Вы получили SMS-сообщение о выигрыше в лотерее, которую якобы провел банк или оператор связи. Но для получения выигрыша вам надо перейти на сайт-двойник или предварительно перечислить «налог» на выигрыш.

В SMS-сообщении указано, что с вашей банковской карты произведена оплата покупки, которую вы не совершали. В сообщении указан номер, по которому можно получить дополнительную информацию. Вы перезваниваете и за один звонок с вашего счета списывается приличная сумма.

В случае такого вида мошенничества телефонный номер, с которого пришел SMS, либо поступил звонок, зачастую очень похож на настоящий, всем известный номер банка, но в нем вместо цифр, к примеру, используются буквы – не 900, а 9ОО.

  • вы получили сообщение либо звонок якобы от специалиста банка – сразу же обратитесь в банк по официальному номеру или лично. Не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в SMS -уведомлении, за это может списываться плата.

Для сведения. Сбербанк для борьбы с мошенниками создал на своем сайте специальный раздел «Защита от мошенничества». Он содержит информацию о том, как предотвратить мошенничество в отношении клиентов, например, меры безопасности при работе в системе «Сбербанк ОнЛ@йн», с банкоматами и устройствами самообслуживания, при использовании банковских карт, мобильного приложения, правила защиты от СМС и e-mail-мошенничества. В разделе также приведены примеры мошеннических рассылок и размещен черный список сайтов, которые скрываются под брендом Сбербанка. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за такие действия.

Напоминаю, что за мошенничество с использованием электронных средств платежа предусмотрена ответственность (ст.159.3 Уголовного кодекса).

Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2019 № 490-ФЗ установлена обязанность банков уведомлять клиентов о блокировке платежных карт и электронных кошельков. Отношения, связанные с регулированием порядка оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа определены положениями Федерального закона «О национальной платежной системе».

С 28 марта 2020 г. при приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа в установленных случаях, оператор по переводу денежных средств обязан в этот же день предоставить клиенту информацию с указанием причины такого приостановления или прекращения.

Таким образом, банк (иная кредитная организация) в случае отказа в предоставлении клиенту услуги по переводу электронных денежных средств и о блокировке его платежной карты (электронного кошелька, интернет-банкинга) обязаны в этот же день уведомить об этом клиента с обязательным указанием причин отказа в предоставлении услуг и блокировки.

 

Заместитель прокурора района, советник юстиции  А.Б. Сакенбаев

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *