[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Теплый туалет, горячая и холодная вода, канализация, в перспективе отопление и пластиковые окна — и все это в школе умирающего поселка Арасланово.
Араслановская ООШ была построена в 1954 году и до сегодняшнего дня в ней мало что изменилось: все те же деревянные окна, печи-голландки в каждом кабинете и коридоре.
«Пятнадцать лет назад, когда я пришел к руководству, перекрыли крышу, а то все везде бежало, — рассказывает директор школы В. Н. Лазарев. — И с тех пор больше ни на что нашей школе денег не выделялось».
А в этом учебном году образовательное учреждение наконец-то дождалось больших перемен. А началось все с… туалета.
Поручение создать во всех школах страны комфортные условия, а именно оборудовать в зданиях учебных учреждений теплые туалеты, дал в июле 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Благодаря этому распоряжению блага цивилизации осенью позапрошлого года дождались школьники села Арасланова, а после подобный комфорт добрался и до школы одноименного поселка.
Конечно, строительство туалетов в образовательных учреждениях — не повод для хвастовства, но, так или иначе, его появление в Араслановской ООШ повлекло за собой и другие значительные перемены. Одна из них — собственное водоснабжение. На территории учреждения пробурили скважину, и теперь из кранов течет не только холодная, но и горячая вода. Для этого в столовой и хозяйственной комнате установили водонагреватели. Помимо этого во дворе школы появилась канализация, а в столовой — вентиляционная система. И это только начало.
Как рассказал В. Н. Лазарев, школу ждет грандиозный ремонт.
«Сейчас на экспертизе находится проектно-сметная документация на проведение в школе системы отопления, — рассказывает директор учреждения. — Вместо печей будут установлены радиаторы, построена котельная».
Тепло и комфорт в здании будет создавать не только отопление, но и новые пластиковые окна.
«Если их не установить, в школе от отопления будет мало толку: с такими старыми окнами мы будем, как говорится, топить улицу, ведь они у нас ровесники школы, ни одного нового, — отмечает Валерий Никифорович. — Мы раньше к наступлению холодов окна утепляли, в тепло «раскупоривали», а в этом году даже трогать их не стали — побоялись, что выпадут».
Одно огорчает педагогов — в Араслановской ООШ мало школьников.
«Отопление сделаем, цивилизация к нам придет, а детей немного, — говорит директор. — Сейчас у нас учится 29 человек, трое в этом году выпускаются, осенью придут семь первоклассников, будет всего 31 учащийся, а в наше время почти столько же в одном классе училось. Когда я двадцать пять лет назад пришел работать сюда, в школе было 117 человек. Получается, почти в четыре раза учеников стало меньше!».
Умирает поселок. Когда-то мощный элеватор для временного хранения зерна уже давно превратился в руины, железнодорожный участок законсервировали на неопределенный срок, а недавно закрылось единственное в Арасланово промышленное предприятие по заготовке леса.
«Людям работать негде стало, рабочие места остались только в детском саду и школе, — говорит В. Н. Лазарев. — У нас трудятся восемнадцать человек, в садике — четырнадцать. Почти все мужчины, чтобы прокормить семьи, работают вахтовым методом».
В наше время люди не рвутся в деревни, а наоборот, покидают их.
«Человек ищет, где ему лучше. У нас ведь в поселке ни промышленности, ни клуба нет, работать негде, отдохнуть культурно — тоже, — вздыхает Валерий Никифорович. — Молодежи интернет нужен, а у нас и его нет практически».
В связи с этим у многих школьников, да и у родителей и педагогов тоже, возникли трудности с дистанционным обучением.
«В поселке не то что интернет, компьютеры есть не у всех, — говорит учитель русского языка и литературы Е. П. Никулина.— Педагоги ходят по домам, собирают тетради, дают ученикам задания, дня через два забирают, потом проверяют». «Кто-то по телефону дает задание, если есть возможность — через соцсети, — продолжает руководитель учреждения. — Некоторые дети фотографируют выполненную «домашку» и отправляют учителю. Вот таким образом в поселке работает дистанционное обучение. Не готовы к такому формату обучения, конечно, оказались, особенно в селах».
«Но учиться ведь как-то надо, — подхватывает наболевшую тему Елена Петровна. — Сначала было боязно: не знали, как лучше сделать, но потом все вроде втянулись, привыкли. Но все равно тяжело и детям, и родителям, и педагогам».
«Не знаю, сколько наш поселок еще протянет: жителей и детей мало, — пожимает плечами Валерий Никифорович. — Думаю, ближайшие лет пять еще будет кого учить, а что дальше ожидает, не знаю. У деревни есть шансы на будущее, пока есть школа. Не будет школы — и все, конец».
Несмотря на такую сложную обстановку в поселке, педагоги Араслановской ООШ не теряют надежды. «Кто знает, может, дождемся перемен к лучшему, и люди потянутся в деревни, — смотрит в будущее с оптимизмом В. Н. Лазарев. — К нам вот молодая семья приехала из Ревды с двумя ребятишками, дети нынче в садик пойдут».
Оксана ЩЕКАЛЕВА