Р.У. Постникова из Нязепетровска

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Родилась Раиса Устиновна Постникова (в девичестве Котова) 18 марта 1918 года в Нязепетровске. Ее прадед Котов был основателем заимки Котово (сейчас это поселок Котово).

Когда началась война, Раисе Устиновне было двадцать три года. Мужа Ивана Тимофеевича Постникова взяли на фронт в первые дни войны, а она работала в детском доме, который находился на Катайской горе. В мае 1942 года пришла повестка и ей. Из писем мужа знала, что он направлен в Ереван на шестимесячные курсы по подготовке специалистов по обслуживанию самолетов. Фронт нуждался не только в боевой технике, но и в специалистах по ее обслуживанию. Полгода напряженной учебы пролетели незаметно. Раиса Устиновна стала специалистом по заправке и установке кислородных баллончиков. Получив направление на фронт, она вместе с другими девчатами- выпускницами прибыла в Барановичи в 149-й авиационный Краснознаменный полк. В первый же день пополнение получило боевое крещение. Налетели «юнкерсы», стремясь прорваться через строй наших «ястребков» к аэродрому. Бомбы рвались непрестанно, не давая поднять головы. И одному «юнкерсу» удалось прорваться и сбросить бомбы в самую гущу стоявших на аэродроме самолетов. Три самолета вспыхнули. Кто-то из девчат предложил спасать самолеты. И побежали бы, если бы их вовремя не остановили.

— Дюже не храбритесь, девчата, – сказал им солдат, наблюдавший за воздушным налетом. — Это горят макеты, а настоящие в другом месте. Третий день бомбят, а все впустую.

Начались военные будни. Эскадрильи истребителей одна за другой уходили на задания. Их возвращения ждали с нетерпением. Радовались каждому вернувшемуся самолету, каждой маленькой победе летчиков. Горевали, когда самолеты не возвращались, ведь погибали их товарищи.

С боевых заданий самолеты возвращались, как правило, разбитые, расстрелянные, истерзанные. За ночь нужно было подготовить истребитель к утреннему взлету. Машины подвергались тщательному осмотру. Механики придирчиво осматривали мотор, клепальщицы занимались заделкой пробоин, специалисты по контрольно-измерительным приборам проверяли работу приборов, а Рая, специалист по установке кислородных баллончиков, закрепляла баллончики, проверяла кислородные маски. Ничто не должно было подвести летчика в воздушном бою.

В дивизии служили 32 девушки. Наравне с мужчинами они строили блиндажи и укрепления, взлетные полосы, маскировали самолеты, несли боевые дежурства по аэродрому.

Однажды Рая, стоя на посту, услышала шаги. «Стой, кто идет?» — спросила она, как того требовал устав. И вдруг услышала родной голос: «Раечка!». Это была подруга, которая служила в другом подразделении. И Рая, забыв про устав, бросилась обнимать подругу. Встретить близкого человека на войне — это великое счастье! Конечно, узнали о таком нарушении, но простили, потому что она была ответственная, добросовестная, словом, на хорошем счету у руководства полка. Она пользовалась уважением и у девчат. Рая была старше их, и они шли к ней за советом, делились своими девичьими переживаниями. «Мама Рая» — так звали ее девушки — сослуживицы. Но однажды Рая все-таки попала на гауптвахту. После присвоения ей звания старшины ее назначили старшей. Девчатам среди военных будней все-таки давали небольшие поблажки. И вот однажды девушки не поднялись на побудку. Наказание получила, конечно, Рая как старшая, отвечающая за свое подразделение.

— Ведут меня в карцер под конвоем, а у меня слезы текут из глаз. Стыдно! – вспоминала Раиса Устиновна.

Но недолго пришлось ей сидеть на гауптвахте. Перелом на фронте уже произошел, наши войска уверенно гнали фашистов. В полках стали проводить спортивные состязания. Должна была состояться футбольная встреча и в их полку, а спортивной формы нет. Вот и посадили Раю за швейную машинку шить спортивные трусы. На этом наказание закончилось. После этого случая Рая частенько выполняла работу швеи.

После Курской битвы их полк перевели в состав Первого Белорусского фронта, в составе которого он принял участие в освобождении Белоруссии, Польше, Германии. Победу Раиса Устиновна встретила в 60 километрах от Берлина. В августе 1945 года демобилизовалась и вернулась в родной Нязепетровск.

Закончилась война, началась мирная жизнь. Раиса Устиновна стала матерью двух детей, которых растила вместе с мужем. В 1965 году мужа не стало, но Раиса Устиновна не упала духом, продолжала воспитывать детей одна. Дала им высшее образование. Жизнь наладилась. В 1993 году судьба вновь преподнесла ей удар — умер сын. Его безвременная смерть, конечно, подкосила Раису Устиновну, но, она, мужественная и сильная женщина, вновь выстояла, сумев преодолеть это горе. Раисы Устиновны не стало 18 июля 2005 года.

У нее было много наград: медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в 1941-1945 гг.»… Но самая дорогая награда – медаль «За боевые заслуги», которую она получила за спасение полкового знамени. Было это так. Стояли на посту у знамени полка в штабе. Вдруг —бомбежка. Все врассыпную. Но воин Постникова не растерялась. Обрубив древко и положив знамя, символ воинской чести, доблести и славы, в вещмешок, бросилась в укрытие, спасая тем самым честь полка. За этот маленький подвиг и получила награду.

Н. ГРИГОРЬЕВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *