А.В. Смирнов, моряк из Нязепетровска
А. В. Смирнов прошел испытание на прочность морской стихией

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Те, кто прошел службу в ВМФ, проносят память о ней через всю дальнейшую жизнь. И наш земляк А. В. Смирнов в том числе.

В старом альбоме Александра Васильевича множество черно-белых фотографий: вот он с сослуживцами на берегу,  на палубе и в каюте корабля, вот он в радиорубке, вот моряки отмечают Новый год за большим столом, а здесь — поймали огромную треску. А прошли годы службы нязепетровца в Балтийском море на борту малого противолодочного корабля «Комсомолец Латвии».

После окончания в 1984 году средней школы № 27 Александр поступил слесарем в железнодорожное депо, а через два года военкомат прислал ему повестку в армию. Когда 10 ноября молодой, с обритой почти наголо головой шел юноша пешком из железнодорожного микрорайона к зданию военного комиссариата под задорные частушки под гармонь провожающих, он и не думал о том, что его ждет на службе. А ждали его морской флот и старинный латвийский город Лиепая на берегу Балтийского моря.

Служба А. В. Смирнова началась в городе-порте Кронштадте: сначала были полгода в «учебке», а потом его определили в Лиепаю, где располагалась база военно-морского флота СССР, на корабль, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок.

«В этом мне повезло: в Лиепае у меня жили две тети — двоюродные сестры матери, и я в выходные ходил к ним гости», — рассказывает бывший моряк.

На «Комсомольце Латвии» Александр Васильевич служил в должности старшины турбо-моторной команды электромеханической боевой части (БЧ-5) — важного и ответственного поста. В его подчинении находились три моториста.

«Драить палубу мне не довелось, — улыбается собеседник, — этим занимались «пассажиры».

«Пассажирами» личный состав БЧ называл рядовой состав корабля.

Солдатский быт, хоть в большинстве своем однообразный, был интересным.

«Было хорошо: никаких строевых, как в сухопутных войсках. Наш день начинался с подъема в 6 утра, а заканчивался отбоем в 22 часа, — рассказывает А. В. Смирнов. — Затем в течение дня уборка, кормежка, корабельные работы, но и «адмиральский час» (послеобеденный отдых продолжительностью два часа) никто не отменял. Кстати, спалось мне на корабле очень хорошо».

Конечно, остались и воспоминания о том, чем кормили моряков:

«Питание было замечательное, четырехразовое».

На завтрак одна из традиционных молочных каш да еще и вприкуску с маслом.

«И давали его не маленький кусочек, как в учебке, — рассказывает Александр Васильевич. — Я когда домой вернулся, на гречку и масло смотреть даже не мог — в армии наелся».

На обед каждый день давали легкие салатики, разнообразные супы и вторые блюда. Особенно нашему земляку запомнились котлеты из тунца.

«Еще мы сами ловили треску и солили ее печень», — продолжает собеседник.

Из напитков в рацион моряков входили соки, компоты, кисели. Кроме этого, «баловали» военнослужащих на корабле фруктами, сгущенным молоком и шоколадом. В общем, служили-не тужили.

За время пребывания на «Комсомольце Латвии» у А. В. Смирнова было два боевых дежурства: корабль ходил в тогда еще дружественные государства ГДР и Польшу — «гоняли» подводные лодки Швеции. За успешное выполнение боевого задания наш земляк награжден почетным знаком ВМФ «За дальний поход».

«Пока на флоте служил, хоть за границей побывал, — улыбается моряк, — а после армии больше не довелось».

Попадали и в шторма, когда небольшие, а иной раз корабль раскачивало так, что волны заливали палубу. По словам Александра Васильевича, страха в такие моменты у него не было, даже во время первого шторма.

«Было нестрашно, скорее, неприятно из-за этой болтанки, — вспоминает морфлотник. — Благо я не страдал морской болезнью, а многие из нашего экипажа от качки были зелеными, лежали пластом».

После окончания срочной службы А. В. Смирнова оставляли на контракт, но он не согласился:

«Потянуло домой — за три года море надоело. А сейчас думаю: еще бы послужил».

Из армии Александр Васильевич вернулся в родной Нязепетровск и снова пошел работать на железную дорогу, сначала помощником машиниста, затем машинистом. Женился, с супругой воспитали двух дочерей и сына. Сейчас у Смирновых подрастает внук, и ожидается еще тройное пополнение.

Как рассказал бывший морфлотник, первое после демобилизации время он часто переписывался с друзьями-сослуживцами — из армии привез блокнот, полный адресов. Но постепенно общение моряков сошло на нет. Теперь же, благодаря появлению социальных сетей, общение снова возобновилось, появилась даже своя группа.

«Нам есть о чем рассказать друг другу, есть что вспомнить, — говорит Александр Васильевич. — И воспоминания только хорошие. Нас служба закалила. Это сейчас немодно служить, а раньше в армию не сходил — стыдно было. Теперь, наоборот, гордятся тем, что смогли «откосить».

И, глядя на большеглазого мальчугана, продолжает: «А внук в армию пойдет!».

Оксана ЩЕКАЛЕВА

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *