Подруги из Нязепетровска
Три подруги (слева направо) Екатерина Трусова (Гаубец), Елизавета Дубровских (Бурдыгина) и Валентина Мухина

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

«Пусть говорят, что дружбы женской не бывает»… Фраза из песни певицы Алены Апиной известна, думаю, многим. Этой теме посвящены и народные поговорки, и анекдоты, и серьезные психологические исследования. Споры не утихают по сей день.

Я же хочу рассказать об удивительном явлении, которому с детства был свидетелем — о пожизненной связи двух подруг, а вы сами делайте выводы, есть ли настоящая женская дружба.

17 августа 2020 года у моей покойной бабушки, Екатерины Леонидовны Гаубец, был бы 95-летний юбилей. Все 85 лет своей жизни она, урожденная Екатерина Трусова, прожила в нашем замечательном Нязепетровске: родилась, училась, работала, вышла замуж, родила детей, ушла на пенсию, обрела вечный покой. «Патриоты своей малой родины», — говорим мы сейчас о таких людях, но, думаю, бабушка не видела в отношении к родной земле какого-то «подвига», а просто жила согласно пословице «где родилась, там и пригодилась», жила просто и достойно, по совести.

История эта началась, как и истории миллионов молодых советских людей, в начале Великой Отечественной войны. Екатерина Трусова рано потеряла мать, отец находился на другом конце огромной страны. Война застала 16-летнюю Катю труженицей на железной дороге — мужских рук не хватало, воины уходили защищать рубежи Родины от агрессии фашистских захватчиков. В это тяжелейшее время другая юная жительница Нязепетровска, Елизавета Дубровских, девочка двенадцати лет, тоже начинает работать на железной дороге. Ей даже пришлось изменить дату рождения, сославшись на сгоревшие метрики, и прибавить к своим годам еще два, чтобы разрешили трудоустроиться хотя бы с четырнадцати лет.

Так, две совсем еще девчонки стали путевыми обходчиками. Но это только звучит — обходить пути, а в действительности, по рассказам бабушки Кати и бабушки Лизы (в детстве я называл их обеих бабушками, будучи убежденным, что они сестры), приходилось в любую погоду: в зной, мороз или дождь, обнаруживать дефекты рельсового полотна, таскать, пилить, менять шпалы, носить щебень и песок, выполнять много исключительно мужской работы. Время было такое — «Все для фронта, все для Победы!».

Вспоминаю, как Елизавета Карповна говорила об этом — без жалоб на тяготы, без упреков на суровые времена. Она могла сказать шутливо, глядя на мое поколение:

«Что за девчата пошли — пару ведер мокрого песку унести не могут!».

Сейчас я понимаю, что она при этом вспоминала свою юность и труд.

После войны Катя и Лиза окончили бухгалтерские курсы. Екатерина Леонидовна осталась в Нязепетровске, дождалась возвращения своего будущего мужа, с которым познакомилась на железной дороге. Бабушка Лиза рассказывала мне историю, как они возвращались с работы на путях, и парень, сопровождавший грузовой состав с автомобилями, проезжая в вагоне мимо них, предложил их довезти. Это был мой дед, Николай Яковлевич Гаубец.

Елизавета Карповна тоже вышла замуж, уехала с супругом в Челябинск, где прошла путь от рядового специалиста до главного бухгалтера 2-й областной клинической больницы, родила дочь Ларису, повторно вышла замуж за Николая Григорьевича Бурдыгина.

Моя бабушка также работала в бухгалтерии районной больницы Нязепетровска. Помню, как торжественно ее провожали на пенсию, какой великолепный стол она накрыла. Многие знали о золотых руках Екатерины Леонидовны, соседи и знакомые обращались к ней с просьбами испечь торты на торжества или связать, как бы сейчас сказали, уникальные вещи. В моих детских воспоминаниях бабушка умела все: великолепно готовить, консервировать дары леса, шить, кроить, вязать носки, варежки, шарфы, кофты, изготавливать меховые шапки из кроличьих шкурок и эксклюзивные новогодние костюмы, всегда содержать в чистоте и порядке дом. И никогда не ныть, не жаловаться на жизнь, а трудиться, трудиться, трудиться.

Несколько раз в году мы с дедом и бабушкой посещали Челябинск, на много дней останавливались в квартире у Елизаветы Карповны Бурдыгиной — хлебосольной хозяйки, к тому времени изысканной городской дамы, человека высокого статуса.

Ни война, ни разные города, ни житейские хлопоты не прервали дружбы Кати и Лизы, которую они пронесли с юности через всю жизнь. Обе, как сестры-близнецы, рождены в Нязепетровске, начинали свой трудовой путь обходчиками на железной дороге, окончили бухгалтерские курсы, работали в бухгалтериях при больницах, вышли замуж за двух Николаев, а самое главное — оставили добрую память о себе, прожили долгую, более восьмидесяти лет, достойную и честную жизнь.

Пользуясь возможностью написать в любимую газету «Нязепетровские вести», передаю привет дочери и внукам Елизаветы Карповны Ларисе Николаевне Бурдыгиной (которая сейчас вернулась на свою историческую родину в Нязепетровск), Антону и Евгении, а также жильцам дома 4 на улице Щербакова Зое Николаевне Горбуновой, Марии Леонидовне Тихомировой, Надежде Ивановне Логвиновой, а также семьям Шилохвостовых и Акишевых, Алевтине Михайловне Якуповой и всем, кто меня помнит. Хочу выразить им большую благодарность за то, что в период пандемии, когда я не имею возможности приехать на малую родину, заботятся о порядке на могилах моих родных. Желаю всем здоровья и хорошего настроения!

Максим Гаубец, Санкт­Петербург

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *