[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Как правило, это грамотно подготовленные и технически подкованные люди. Именно поэтому так трудно бывает отличить сотрудника колл-центра банка от мошенника.
Самые распространенные признаки того, что вы общаетесь с мошенником.
- Неизвестный просит вас сообщить CVV (код сзади карты) банковской карты, кодовое слово или код из смс.
Как только вы услышали эту просьбу — на линии мошенник! Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.
- Вам звонят с целью предупредить о мошеннической операции с вашим счетом.
В последнее время — самое распространенное мошенничество. Выглядит все примерно так: вам звонит «сотрудник банка», клиентом которого вы являетесь, и говорит, что с вашего счета неизвестные пытаются списать некую сумму денег. Звонящий может даже рассказать вам, сколько денег у вас на счету, и когда в последний раз была произведена операция по вашему счету. К сожалению, даже такая информация может попасть в руки мошенников.
Запомните — это «развод»! Обычно в подобных случаях банк автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, и сам клиент звонит для разблокировки и называет свои данные.
ВАЖНО!
Если «сотрудник банка» отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона, то вряд ли звонок действительно поступает от банка. Лучше перезвоните в банк самостоятельно, но звоните только по телефону, указанному на сайте или на карте, а не по номеру, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.
- Вам указывают реквизиты для перевода, оперируя какой-то легендой.
Это может быть звонок от якобы «сына-дочери», попавших в беду. Попытка собрать денег на благотворительность. Или любой другой трогательный повод. Ни в коем случае не переводите по ним средства, даже если история кажется вам убедительной. Проверяйте любую легенду!
Уточняйте ФИО звонящего и детали, которые не может знать посторонний человек, обязательно свяжитесь с родными, если речь идет о них. Конечно, может произойти все, что угодно, но пара минут ничего не решит.
- Вас просят предоставить какие-либо личные сведения (паспортные данные, фамилию матери).
Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Если вы сомневаетесь, что на линии банковский сотрудник, не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами, а также другие сведения, разглашение которых может привести к финансовым потерям.
- Огромные денежные выигрыши!
Если вам обещают легких денег или выгоды без усилий – очевидно, вас хотят обмануть. К примеру, вам могут рассказать о том, что вы выиграли в лотерее, или вам сейчас перечислят денег за то, что вы не использовали свой положенный отпуск в санатории. И для этого всего лишь нужно перечислить им немного денег — например, «НДС» в размере 5-10 тысяч, а вам вернут 100 тысяч. Или просят назвать трехзначный код на другой стороне вашей банковской карты.
Вспоминаем русскую пословицу: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
- На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии?
Очень распространенный момент. Причем есть масса вариантов:
«Мама, я сбил человека, попал на деньги, сейчас дам трубку сержанту полиции».
При этом собеседник торопит вас, говоря, что времени в обрез. Это увеличивает вероятность, что на линии мошенник. Ведь в спешке многие теряют бдительность и не успевают обработать информацию, именно поэтому преступники используют этот прием.
Запомните – две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл. Велика вероятность, что ничего не произошло, и это мошенник «сгущает краски».
Как бороться: три простых способа
- Попросите собеседника перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент.
Во-первых, у вас будет время проверить номер телефона, с которого был сделан звонок: в интернете наверняка кто-то уже отметил данный номер на различных форумах как потенциально опасный, если это действительно мошенники. А во-вторых, аферисты далеко не всегда перезванивают повторно, предпочитая решать все задачи за один звонок.
- Объявите, что вы записываете разговор.
Собеседника пугает ваше предупреждение? В большинстве случаев именно это заставляет преступников отступить.
- Скажите, что сейчас позовете для консультации сына-дочь, родственника, адвоката…
Если вас попытаются убедить этого не делать, сразу прощайтесь с собеседником, ведь на линии мошенник.
Подготовлено по информации отделения МВД по Нязепетровскому району