И. И. Сидоров в окружении кадровых рабочих и молодых специалистов. 1-й ряд: слева Г. А. Селиванов; 2-й ряд: первая слева Ирина Ханкевич; 3-й ряд: в центре В. М. Круглов

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Огромный вклад в послевоенное становление завода и специализацию его как кранового предприятия внесли приезжие специалисты. 

Диктовало время

Потребность завода в специалистах формировалась десятилетиями. Обращаясь к трудам потомственного заводчанина и краеведа Б. К. Барыкина, читаем:

«Говорить о становлении завода и его дальнейшем развитии нельзя без учёта работы его в военный период».

В 1942 году на завод прибыло эвакуированное с Новокраматорского завода оборудование, что позволило перейти на выпуск военной продукции. Большинство трудоспособного мужского населения ушло на фронт. Коллектив цехов состоял из кадровых рабочих-практиков, которые передавали свои знания рабочим-подросткам, учили их работать так же самоотверженно. Руководителями служб и производств тоже были в основном практики.

В 1946 году завод передан во вновь созданный наркомат строительного и дорожного машиностроения. На предприятие возложена ответственная задача — в короткий срок организовать и освоить серийный выпуск строительных машин. Эта продукция была нужна всей стране, чтобы восстанавливать заводы, фабрики, дороги, мосты. «Изголодавшиеся» по мирному труду фронтовики, повзрослевшая за годы войны молодежь, выпускники РУ № 27 (первый выпуск состоялся в 1946 году), старые рабочие кадры с большим энтузиазмом стали выполнять задания по выпуску мирной продукции. В первый послевоенный год завод изготовил из вновь осваиваемой продукции 80 камнедробилок и 2 гравиемойки. На заводе недоставало кадров, а руководителям отделов, цехов, участков — технических знаний.

В течение пяти послевоенных лет завод постепенно накапливал опыт и изготавливал уже более десяти видов мирной продукции. Камнедробилки, выпуск которых доходил до 1300 штук в год, стали брендом нашего завода. В 1949 году завод изготовил первый грузоподъёмный кран «Деррик» грузоподъемностью 5 т.

В период с 1948 по 1951 годы на завод по направлению вузов прибыло около 50 специалистов с высшим техническим образованием, в 1950 году после окончания Тюменского машиностроительного техникума — 11 специалистов. Многие из них навсегда связали свою жизнь с Нязепетровском. Часть специалистов, отработав положенный срок, возвратились в родные места.

Большим событием для Нязепетровска в 1955 году стало открытие вечернего машиностроительного техникума. Рядом за парты сели вчерашние выпускники школ и фронтовики, вернувшиеся с войны, кадровые рабочие завода. Решив проблему кадров, в конце 50-х — начале 60-х годов завод продолжил наращивать производство строительных машин.

Кадры решают всё

Одной из первых, после окончания Московского ордена Трудового Красного Знамени института стали им. И. В. Сталина, на завод прибыла Н. Ф. Полякова (Иголкина). Надежда Философовна вспоминала: сойдя на вокзале с поезда с деревянным чемоданчиком в руках, она увидела дрожки, запряженные лошадью (тогда никакого транспортного сообщения между городом и ж/д микрорайоном не было), которыми управлял М. А. Цыпин, он и подвез её до завода. Поселилась на ул. Пушкина, где в соседях уже проживала молодой специалист Г. В. Сидорова (Романенко). В Нязепетровске она впервые узнала, что такое «баня по-черному». Вспоминала, как, будучи очень активной и деятельной, решительно повела себя, когда сменяемый ею мастер не оставил марганец для работы в ночную смену, а рабочий день кладовщицы уже закончился. Не дозвонившись до директора, Надежда Философовна сбила замок со склада и погрузила с возчиком марганец — плавка была спасена. На следующий день она получила выговор от директора, но результат того стоил.

Всю свою трудовую деятельность Надежда Философовна посвятила заводу, проделала путь от инженера-металлурга до начальника планово-экономического отдела.

В 1955 году после окончания Уральского политехнического института в Нязепетровск по распределению прибыл Д. И. Друх. В 1960 году в числе 62 челябинских предприятий в выставке достижений народного хозяйства принял участие и наш завод. За создание и освоение серийного производства дробильно-сортировочного агрегата С349А комитет Совета ВДНХ присудил заводу диплом III степени. Медалями и ценными подарками была также награждена группа работников завода за творческую работу по созданию и освоению этого агрегата. Большой серебряной медалью награждены главный конструктор К. С. Висневский, ведущий конструктор Д. И. Друх. Малой серебряной медалью награждены главный инженер Ю. Г. Колупенко, заместитель главного конструктора Р. Х. Сагеев, слесарь-сборщик Н. Темников.

Очень широко на заводе было распространено рационализаторское движение. Д. И. Друх подал 42 рационализаторских предложения, что значительно улучшило технологический процесс производства, дало значительную экономию. Давид Ильич признан лучшим рационализатором Минстройдормаша и награжден знаком «Лучший рационализатор». Но самым главным детищем Давида Ильича были краны. Он принимал активное участие в проектировании этой продукции. Его так и называли — «главный крановщик завода».

Первыми из распределенных на Нязепетровский завод после окончания Тюменского машиностроительного техникума по специальности «техник-механик по ремонту и монтажу оборудования» прибыли В. М. Круглов и Г. А. Селиванов. Георгий Александрович вспоминал, что их очень тепло принял директор завода Д. В. Савков, посетовав на то, что на заводе не хватает грамотных специалистов и было бы хорошо, если они не оказались «временщиками». Для молодых специалистов завод арендовал несколько частных квартир.

Г. А. Селиванов был направлен в РМЦ (ремонтно-механический цех), а В. М. Круглов — в мех. цех № 2. Георгий Александрович после двухмесячной стажировки был назначен мастером по капитальному ремонту оборудования. Непросто давались первые шаги на производстве. Приходилось изучать станки, эскизировать детали, делать чертежи. Познакомился и сдружился со слесарями-ремонтниками, с молодыми выпускниками ПТУ № 27. Эта рабочая дружба переросла в дальнейшем в крепкую дружбу.

В 1954 году на заводе был организован отдел главного механика, Георгий Александрович назначен  туда старшим инженером-конструктором. Отдел усиленно работал над модернизацией оборудования. А когда И. И. Сидорова перевели на должность главного механика завода, он настоял перед дирекцией, чтобы Георгий Александрович занял место механика в мех. цехе № 2. Группа механика занималась ремонтом металлорежущего оборудования, проводила осмотры и полное поддержание оборудования в исправном состоянии и многое другое. Группа механиков цеха считалась наиболее сильной и квалифицированной.

Девятнадцать лет из сорока семи, отданных заводу, Георгий Александрович работал механиком в мехцехе № 2, затем в блоке цехов. Одной из главных своих задач считал заботу о подчиненных ему людях. И когда на заводе встал вопрос о кандидатуре председателя профкома, выбор пал на Г. А. Селиванова. Он на протяжении нескольких лет успешно возглавлял профсоюзную организацию завода.

О В. М. Круглове рассказали его жена Зоя Григорьевна и дочь Алёна Викторовна. Мама Виктора Михайловича происходила из богатого рода промышленников Воронцовых, работала фармацевтом, отец  — бухгалтером. Алёна Викторовна вспоминает, что бабушка часто с гордостью заявляла, что у неё была своя выездная карета. В годы революции всё имущество семьи было национализировано. После ранней потери отца вся мужская работа и ответственность легли на плечи Виктора. Но о том, чтобы бросить школу, речи не было — получить хорошее образование было приоритетной задачей того поколения.

Виктор Михайлович выстроил карьеру от механика цеха (ремонтно-механического и литейного) до заместителя начальника этих цехов по оборудованию, с 1962 года в течение восемнадцати лет трудился главным механиком завода.

Были молоды и счастливы

В 1954 году Зоя Григорьевна и Виктор Михайлович поженились.

«Всё вышло шутя, — говорит Зоя Григорьевна. — Один раз проводил с танцев, постояли у ворот при свете луны, а на следующий день пришли сваты. С шутками да прибаутками договорились о свадьбе».

Молодым супругам сразу дали квартиру в доме на улице Свердлова, 12, где проживали семьи молодых специалистов: Сагеевы, Красавины, Речкиман, Савины, Бобылевы.

«Праздники отмечали вместе, большой, веселой компанией, в нашей квартире. К нам присоединялись и неженатые ещё сослуживцы и друзья. Коллектив был многонациональный: украинцы, русские, евреи, крымский татарин, поляк, грек. Пели песни, танцевали под музыку радиолы. Сложилась ещё одна добрая традиция: Иван Иванович Иванов накануне проведет разведку мест в Межевой, Шемахе, где растет земляника. На следующий день в четыре утра выезжаем на сбор земляники. К тому времени все приобрели транспорт: Речкиман мопед, остальные — мотоцикл «Ява». Летними вечерами подолгу сидели во дворе, общались, смеялись», — рассказывает Зоя Григорьевна и заключает: «Все инновации и модернизация производства связана с молодыми специалистами. Завод всегда был и остаётся интеллектуальным и мозговым центром».

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
, ,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *