А.И. Козицына, учитель СОШ №27 г. Нязепетровска

В минувшую среду свой юбилей отметила Александра  Иосифовна Козицына — Учитель с большой буквы, которая своим трудом заслужила признание и любовь своих учеников.

Александра Иосифовна родилась 20 января 1941 года в Нязепетровске. Стать учителем она твердо решила, еще учась в средней школе № 27, поэтому получив аттестат зрелости, в 1959 году девушка поступила в Миасское педагогическое училище. Через три года, по окончании учебного заведения, А. И. Козицына по распределению попала в Гривенскую восьмилетнюю школу, где работала учителем русского языка и литературы.

«В то время Гривенка была деревня деревней, — рассказывала позднее Александра Иосифовна своей подруге и коллеге по школе № 27 Раисе Михайловне Карповой. — Там была такая нехватка учителей, что мне поручали вести еще и пение».

Самым запоминающимся событием в первые годы преподавания для молоденькой учительницы стал приезд в 1961 году в Гривенку кинопередвижки. В то время на экраны вышел фильм «Человек-амфибия». По словам А. И. Козицыной, он произвел на деревенскую молодежь такое впечатление, что молодые люди «гастролировали» за киноустановкой из деревни в деревню, чтобы снова и снова посмотреть необыкновенный для того времени фильм.

С 1963 года Александра Иосифовна совмещала работу с учебой в Челябинском педагогическом институте на литературном факультете, успешно его окончила. Вернувшись в 1964 году в Нязепетровск, А. И. Козицына свою работу начала пионервожатой в родной 27-ой школе. Старшей вожатой тогда была И. В. Кутепова — человек активный и раскованный (позднее, в 1991 году она возглавила вновь созданное бюро занятости). Александра Иосифовна вспоминала, как страшно ей было идти на должность пионервожатой, ведь это колоссальная работа, а на вожатых нигде не учили — не было такого учебного заведения. В обязанности пионервожатых входила подготовка и проведение всех пионерских мероприятий (развлекательных, спортивных, сбор вторсырья и других), походов, работа с советом дружины — активом школы. Многому начинающая вожатая научилась у Инны Васильевны.

В то время пионерским отрядам было принято присваивать почетные имена героев нашей Родины. А. И. Козицина выбрала для своего отряда имя легендарного советского летчика Михаила Девятаева, который участвовал в Великой Отечественной войне и прославился за счет дерзкого побега из-под носа немецких захватчиков на угнанном им бомбардировщике с острова пленных Узедом. После войны он вернулся в родную Казань и прожил там всю жизнь. Ребята из отряда им. Михаила Девятаева писали герою Советского Союза письма, а потом и вживую его увидели. Михаил Петрович после войны побывал во многих городах, нанес он визит и нязепетровцам. Встреча с ним произошла в клубе железнодорожного поселка.

Позднее А. И. Козицыной предложили преподавать в школе немецкий язык, поскольку она хорошо им владела.

«Мы немецкий просто обожали, прямо бежали на урок! — вспоминает бывшая ученица Александры Иосифовны, педагог школы № 27 Татьяна Васильевна Плешакова. — Сидя за партами, с восторгом слушали и учили новые слова и выражения, а дома перед родителями с гордостью демонстрировали свои знания».

Александра Иосифовна преподавала и русский язык и литературу. Она обладала умением разбудить у учеников интерес к своему предмету, научила детей очень серьезно относиться к своим урокам. Будучи человеком требовательным и строгим, А. И. Козицина никогда не позволяла себе повышать на учеников голос.

Александра Иосифовна была в школе председателем методической секции, председателем месткома, работала завучем.

«Завучи в то время приходили на уроки к молодым учителям, наставляли их, — рассказывает педагог СОШ № 27 Р. М. Карпова. — Наставления Александры Иосифовны всегда были корректными, методически грамотно выверенными, она умела найти сильные стороны урока, на слабые указать тактично, деликатно. А для этого нужна и мудрость и тонкость».

На протяжении многих лет А. И. Козицына была классным руководителем.

«Хорошим классным руководителем быть очень непросто, — говорит Раиса Михайловна. — Это такая многогранная личность: и мама, и воспитатель, наставник, судья, утешитель, и десяток других ролей. Классному руководителю нужно уметь решать и внутренние проблемы, и конфликты в семье или с учителями. Александра Иосифовна все это умела».

Она могла справиться даже с самыми непростыми классами, найти общий язык с любым учеником, каким бы сложным он не был. И ребята знали: учитель никому не даст их в обиду, всегда поможет, но в то же время и спросит по всей строгости.

Сейчас А. И. Козицына на заслуженном отдыхе, окруженная заботой родных и близких. Она — счастливая мама и бабушка. С супругом они прожили уже больше пятидесяти лет, вырастили сына и дочь, у них трое внуков и двое правнуков.

Что является мерилом учительской деятельности? Кто-то скажет — правительственные награды и присвоение званий, кто-то — высокие результаты на экзаменах и поступление в высшие учебные заведения бывших подопечных. И только истинные педагоги знают, что главная награда — это благодарность учеников, любовь к своему учителю, память о нем, пронесенные через десятки лет.

«Директор нашей школы Маргарита Георгиевна Пасинюк, которой, к сожалению, уже нет в живых, всегда гордилась и ставила во главу угла учителей — бывших выпускников школы, — рассказывает Р. М. Карпова. — Среди «пришлых», конечно, тоже было и есть много достойных педагогов, но таким учителем, как Александра Иосифовна, можно гордиться по праву. Сколько сил, труда, терпения, души она вложила в каждого из своих учеников, чтобы они выросли настоящими людьми!»

Коллектив СОШ № 27 поздравляет А. И. Козицыну с юбилеем, желает ей крепкого здоровья, счастливых и светлых дней и долголетия.

Оксана ЩЕКАЛЕВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *