Скалы Яман-Таш в Нязепетровском районе
Яман-Таш — самая живописная скала в верхнем течении реки Уфы

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Одна из самых красивых природных достопримечательностей района — пещерный комплекс Яман-Таш на реке Уфе вблизи с. Арасланово. 

Такого еще не было

Обычно многочисленные туристы появляются здесь летом — неглубокая прозрачная Уфа идеально подходит для семейных сплавов, а каменистые пляжи — для вечерних посиделок у костра. Но в этом году что-то пошло не так — может быть, коронавирусные ограничения сказались, может быть, у уральцев проснулся интерес к родной природе… Так или иначе, такого количества зимних туристов здесь еще не видели.

Любителей путешествий привлекают скалы — такие высокие и в то же время легко доступные для посещения, прекрасный вид, открывающийся со смотровых площадок. Особую нотку добавляют истории про древние рисунки и место силы. И даже снег туристов не пугает: едут за несколько сотен километров, влюбляются в нашу природу и не раз потом возвращаются.

«Если бы мы не были здесь пару недель назад и я собственными глазами не видела тропу, ни за что бы не поверила, что она здесь когда-то была. Снега нападало по колено, тропили!» — пишут в соцсетях путешественники турклуба «Рыжая лиса».

«Самый любимый новый тур этой зимы», — отмечают в сообществе любителей гор и туризма «Доски_Лыжи».

Частые гости на этих скалах и сами нязепетровцы. Чем же так притягательны эти скалы? 

Высота и красота

Наверное, в первую очередь туристов впечатляет высота скал, которая появляется из ниоткуда. Подъем на скалы начинается по тропинке, которая идет вдоль пологого берега Уфы. Потом по ступенькам путешественники поднимаются немного выше, к соснам. Дальше тропинка идет по территории базы, уходит в сосновый лес — и неожиданно вы оказываетесь на вершине каменной стены высотой около 40 метров. Со смотровых площадок, которые находятся на высоте птичьего полета, открывается фантастический вид: слева — с. Арасланово, справа — скала Лось и Копна-камень.

Наблюдательный путешественник заметит многочисленные карстовые воронки. В морозный день из небольших отверстий, уходящих далеко вниз, выходит пар, а растения вблизи воронок украшает бахрома из инея.

Вдоволь налюбовавшись, путешественники спускаются по ущелью гномов вниз, к подножью скал. В переводе с башкирского Яман-Таш означает «плохой, худой камень». И действительно, известняк, из которого состоит скала, — камень так себе: крошится, ломается, выветривается и вымывается. Именно поэтому в скалах появились пещеры, вместе с гротами их здесь одиннадцать.

Одна из них известна далеко за пределами Южного Урала — в середине ХХ века спелеологи обнаружили здесь писаницу — рисунки древнего человека.

Про них даже кино сняли

Сегодня рисунки людей железного века теряются на фоне надписей людей века цифрового. Но если наши предки старались передать потомкам свои знания о сотворении мира, то какую память оставляет о себе современный человек?

О том, какое важное значение имеют писаницы для понимания истории места, в котором мы сегодня живем, рассказывает фильм «Земной пояс. Уральские писаницы». Его премьера состоялась на прошлой неделе.

Вот что рассказывает в фильме об араслановских писаницах Алексей Слепухин, руководитель комиссии по этнографии и исторической географии Свердловского отделения Русского географического общества и член Русского географического общества:

«Мы привыкли к тому, что (древние люди — прим. ред.) рисовали все-таки пальцем, и это контурные изображения. А медведя изобразили целиком, затонировав его тело. Медведь чрезвычайно любопытен, потому что у всех народов, которые проживали здесь, этот зверь играл самую главную роль, иногда сакральную. Таких изображений всего два: одно здесь, на араслановских скалах, другое — на среднем Урале, на скале Балабан, на реке Тагил».

Кроме медведя, на скалах изображены антропоморфные фигуры и животные, одно из которых неожиданно напоминает верблюда. 

Почему нет?

Сам собой напрашивается вопрос: почему эта необыкновенная территория до сих пор не имеет статуса природного парка или хотя бы экологической тропы?

Ответить на этот вопрос нязепетровцы пытаются уже пять лет — еще в 2016 году педагоги станции юных натуралистов подготовили проект экологической тропы, в котором были запланированы и места отдыха, и информационные стенды, и многое другое. По оценкам специалистов проект имел все шансы победить в конкурсе грантов министерства экологии Челябинской области, но помешали формальности, связанные с земельным законодательством.

Людмила МЕЛАШИЧ

 

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *