Л.Ф. Смирнова их Нязепетровска
Л. Ф. Смирнова знакомит Н. В. Шапошникова (начальника БТИ) с новой выставкой

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Дети военной поры, на чьи плечи выпали голод, тяжёлый труд и недетская ответственность, более всего мечтали и стремились к лучшей жизни. Не все смогли добиться исполнения желаемого, но они искали применения своим возможностям и знаниям, чтобы быть полезными Родине.

В 1946 году моя мама Л. Ф. Смирнова на хорошо и отлично окончила семилетнюю Гамаюнскую школу и, желая продолжить обучение, перешла в среднюю школу № 1. Из-за проблем с изучением немецкого языка по окончании восьмого класса ушла в вечернюю школу рабочей молодёжи и устроилась фрезеровщицей в инструментальный цех. Но мечта о хорошем образовании не оставляла её.

В 1950 году, поддавшись на агитацию представителей Уфалейского библиотечного техникума, поступила туда учиться. Расчет был прост: не надо далеко уезжать от дома, техникум снимал квартиры для студентов. Квартировали обычно у старичков, имея одну кровать на двоих и стол для занятий, а общежитие занимали студенты, прибывшие из детских домов.

Сначала очень скучала по дому.

«Транспортного сообщения между Уфалеем и Нязепетровском не было, — рассказывает мама. — Выйдешь на тракт, если, к твоему счастью, едет мужчина на лошади за сеном или дровами, доедешь до нужного ему поворота, а дальше опять пешком».

На всю жизнь запомнилась история, когда она однажды после майских праздников добиралась до Уфалея. Второго мая утром, взяв собранную родителями котомочку, вышла в надежде добраться пораньше. Но с подводой не повезло, а когда дошла до Половинки, начался дождь. Мокрая до нитки, еле передвигая ноги, только в девять часов вечера добралась до места.

Хотя при техникуме была столовая, студенты похаживали и в столовую металлургического завода. Хлеб был бесплатным, заказывали только чай. Но однажды у мамы и на чай денег не оказалось — выручили… пуговицы. Старшая сестра мамы — тетя Настя — сшила ей платье. Пуговиц в продаже не было, поэтому она 20-копеечные монеты обшила тканью и пришила вместо пуговиц. Мама срезала эти монеты, чтобы купить чай.

Учиться ей нравилось, очень любила оформительское дело, но и школьную мечту о преподавательской деятельности не оставляла. Написала в педагогический институт с просьбой перевести ее на физико-математический факультет и даже получила положительный ответ, но из-за отсутствия материальных возможностей у родителей осуществить мечту не смогла.

По окончании техникума мама три года отработала по направлению в Нязепетровской районной библиотеке заведующей передвижным фондом. Люди в то время были читающими, передвижек было много, обслуживали все деревни района, лесопункты. Если книга пользовалась спросом, ее просили не держать долго на руках.

Однажды от главного инженера завода М. П. Баевского узнала, что требуется специалист в техническую библиотеку.

 «Я загорелась желанием перейти на эту должность», — вспоминает мама, которая уже была заведующей районной библиотекой.

В августе 1956 года она была принята на завод им. Калинина — заведующей технической библиотекой и архивом.

Библиотека относилась к бюро технической информации (БТИ), куда поступали брошюры на технические темы. В каждом цехе размещались небольшие настенные стеллажи, которые постоянно обновлялись этими брошюрами, знакомя рабочих с техническими новинками. Мама регулярно оформляла выставки в библиотеке: «В помощь токарю», «В помощь слесарю», «Экономика должна быть экономной» и другие. И сегодня на заводе хранятся альбомы, оформленные ее рукой: «Дела и люди нашего завода», «История Нязепетровского завода».

Постепенно увеличивала библиотечный фонд, проводила обзоры вновь поступившей литературы, выписывала периодику, которую в обеденный перерыв просматривали рабочие и служащие. Оказывала помощь тем, кто учился заочно, заказывала для них книги по межбиблиотечному фонду.

Могла бы и больше отдаваться этому делу, но много времени занимала работа с архивом. Здесь всё пришлось начинать с нуля. Архив находился в небольшой комнате, где все документы были свалены в кучу. Директор завода В. К. Латыев выделил помещение большей площади, изготовили стеллажи под документы. Составила номенклатуру дел, на основании которой каждый год сдавала документы постоянного срока хранения в областной архив.

Расчётные ведомости в архиве хранились с 1928 года. Бережное отношение к архивным документам очень помогло людям, которые в годы войны были эвакуированы с Новокраматорского завода (Украина) на наш завод. По окончании войны большинство из них вернулись на родину, а когда пришло время выхода на пенсию, в отдел кадров стали приходить заявки с просьбой подтверждения  трудового стажа. На основании хранившихся ведомостей о зарплате запрос удовлетворяли.

Мама всегда стремилась создать уют в библиотеке: на широких подоконниках буйно произрастали любимые ею примулы, а в больших бочках на полу стояли пальмы.

Вела активную общественную работу при профкоме завода, являясь первым заместителем председателя профкома при Г. А. Селиванове, затем при Ю. В. Недоспелове.

В 1963 году за добросовестную работу и хорошее ведение дел в архиве Л. Ф. Смирнову наградили почётной грамотой Челябинского областного совета профсоюзов, в 1985 году за долголетний, добросовестный труд — медалью «Ветеран труда».

10 марта 1986 года мама ушла на заслуженный отдых.

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
,
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *