З.Д. Зезегова из Нязепетровска
Зою Даниловну никогда не оставляет присутствие духа

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Несмотря на пережитое, З. Д. Зезегова в своём преклонном возрасте демонстрирует стойкость, выдержку и удивительное жизнелюбие.

Родилась Зоя Даниловна в 1932 году на станции Ургала, родители умерли рано, брата отправили в детский дом, а её взяли в семью дяди по маминой линии. Жили на разъезде в казарме, держали большое подсобное хозяйство. Зоя вместе со старшими детьми пасла скотину. Дядька починит изношенный лапоть, им же стукнет по голове, мол, не изнашивай больше — это было единственным проявлением внимания к ней. В Никольске, недалеко от станции Злоказово, окончила начальную школу, продолжала работать. Как только выдали документы, уехала на станцию Нязепетровскую, где в 1953 году поступила кондуктором на товарные поезда.

В послевоенные годы жизнь на железной дороге бурлила, по путям гнали цистерны с нефтью, вагоны с углём и рудой, зерном, доставляли товары пищевой, сельскохозяйственной, легкой и тяжёлой промышленности, ещё можно было часто наблюдать передвижение военной техники. При этом остро ощущалась нехватка рабочих рук, поэтому женщины вновь, как и в войну, заменили мужчин, взвалив на свои плечи тяжёлую неженскую работу.

Кондукторы несли ответственность за сохранность груза на протяжении всего пути следования. Однажды состав в Дружинино встал под высоковольтной линией, и женщины не решились подняться наверх вагона, чтобы осуществить проверку. А в Нязепетровске обнаружили, что большая часть товара была выброшена из вагона по пути следования.

«Нас чуть не отдали под суд», — говорит Зоя Даниловна.

Вышла замуж в семью Дубининых, родом они были из Курской области, а на Урал бежали от войны. Родилась дочь. Часто бывало, что в Дружинино смены кондукторам не было, и их отправляли дальше, «на проход» до Бердяуша. Такие командировки затягивались на несколько суток, муж тоже был железнодорожником. Тогда очень выручал круглосуточный детский сад для детей работников железной дороги.

В 1955 году свекровь настояла на возвращении на родину. Там мужа призвали в армию. Отслужив год, получил отпуск и, чтобы помочь семье, нанялся пасти коров, а в один из дней недалеко от деревни подорвался на мине, оставшейся с времен Великой Отечественной войны. Зоя Даниловна в двадцать пять лет стала вдовой, с двумя детьми она вернулась в Нязепетровск. Десять лет работала в депо стрелочницей. Тогда в депо осуществлялся ремонт тепловозов, проверяя исправность, их перегоняли с одного пути на другой. И в дождь, и в снег женщины-стрелочницы осуществляли безопасность этого передвижения. На пенсию Зоя Даниловна ушла проводницей поезда «Бердяуш-Михайловский завод». Двадцать один год она посвятила этой профессии. Проверка билетов и осуществление порядка в вагонах в ходе следования — это только видимая часть профессии. Кроме этого проводники носили уголь и отапливали вагоны, мыли их внутри и снаружи.

Зоя Даниловна уже давно не работает на железной дороге, но до сих пор часто просыпается от стука вагонных колёс, снится ей, что она едет в мерно раскачивающемся вагоне.

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *