«Небесная скорая» в Нязепетровске

Два года, что в районной больнице практикуют транспортировку пациентов с помощью вертолета, показали: небесные «скорые» — это удобно, безопасно и быстро. А с этого месяца станет еще чуточку быстрее, ведь теперь винтокрылые машины будут забирать пациентов со старой вертолетной площадки в конце улицы Колина.

Только экстренные

Нязепетровцы уже привыкли, что гул вертолетного двигателя, периодически раздающийся над городом, означает то же, что и звук сирены «скорой помощи» — кому-то понадобилась срочная медицинская помощь. Статистика же говорит, что в целом вертолеты санавиации прилетают в Нязепетровск не так уж и часто: в 2019 году по воздуху было отправлено в областной центр 5 человек, в 2020 — около 15, за первую половину 2021 года — 6. Показаниями к такому способу транспортировки служат экстренные ситуации либо необходимость особой бережности при транспортировке пациента.

Медицинские вертолеты для нашей районной больницы не новость: многие работники медицины помнят, насколько активно санитарная авиация использовалась в советские годы. Однако после возрождения воздушного способа транспортировки пациентов поначалу он вызывал настороженность даже у медицинского персонала. А пациентов и сейчас, спустя два года, нередко приходится убеждать и уговаривать — боятся лететь.

— Самой первой пациенткой, которая была отправлена в Челябинскую областную клиническую больницу на вертолете в мае 2019-го, была пожилая женщина с переломом ноги. Не все врачи тогда были согласны с этим способом транспортировки: нам казалось, что путешествие по воздуху может ухудшить ситуацию. Однако со временем стало понятно, что пациенты любого возраста и любой степени тяжести, в том числе и очень маленькие дети, переносят полет на вертолете хорошо, осложнений не было ни разу, — рассказала заместитель главного врача С. И. Гуляева.

Даже если пациенту потребуется помощь во время перелета, она будет оказана незамедлительно, ведь вертолеты «Ансат» оборудованы специальными модулями, в которые входит все необходимое для оказания пациенту медицинской помощи прямо в воздухе. 

Система «земля-воздух»

Для обеспечения быстрой транспортировки пациента по воздуху большое значение имеет и вся наземная часть операции.

В Нязепетровске система «земля-воздух» работает следующим образом. При появлении пациента, которому нет возможности оказать медицинскую помощь на базе районной больницы, наши медики сначала связываются с отделением экстренной и плановой консультативной помощи при областной клинической больнице и отправляют все необходимые медицинские документы, на основании которых специалистами отделения принимается решение о необходимости маршрутизации в Челябинск. Если пациенту показана транспортировка воздушным путем, подключается отделение санитарной авиации на базе Центра медицины катастроф Челябинской области.

Ко времени прибытия вертолета на посадочной площадке в Нязепетровске его уже ожидает машина «скорой помощи». После приземления специалист Центра медицины катастроф едет в нашу больницу, чтобы осмотреть пациента на месте и убедиться, что он транспортабельный, затем сопровождает пациента до вертолета и далее, по воздуху, в Челябинск.

Бывает и так, что вертолеты, которые обслуживают северную и центральную зоны нашей области, заняты, и время ожидания увеличивается. Даже и в этом случае путь по воздуху займет значительно меньше времени, чем наземный способ. По существующим правилам, наземным способом «экстренного» пациента можно отправить в Челябинск только на реанимобиле Челябинской областной больницы. Его время в пути займет около восьми часов: четыре часа до Нязепетровска и столько же с пациентом обратно. На вертолете время в пути сокращается до полутора часов: около 40 — 45 минут в воздухе в одну сторону. При этом на «бумажный» этап согласования между медицинскими организациями может потребоваться еще до нескольких часов, но эта процедура неизбежна и одинакова при любом способе транспортировки. 

Вертолеты станут ближе

В тех случаях, когда скорость важна, имеет значение, сколько времени займет транспортировка пациента до вертолета, поэтому в идеале вертолетные площадки должны быть максимально приближены к медицинским организациям. С декабря 2020 года вертолеты Центра медицины катастроф доставляют пациентов сразу на территорию ЧОКБ, где теперь оборудована посадочная площадка. За два года площадки при местных больницах появились в Катав-Ивановске, Миассе, Кунашаке и Кыштыме. В больничном городке Нязепетровска оборудовать вертолетную площадку невозможно из-за отсутствия места. Все это время вертолеты приземлялись на стадион «Локомотив» в железнодорожном микрорайоне, но это было неудобно из-за удаленности от больницы и приносило определенные сложности из-за использования стадиона не по назначению. Начиная с этой недели вертолет «Ансат» будет приземляться на старую вертолетную площадку на объездной дороге в конце улицы Колина.

Как рассказала начальник отдела общественной безопасности администрации района И. В. Дубровских, старая вертолетная площадка приведена в соответствие с требованиями действующих авиационных правил: асфальтовое покрытие и прилегающая территория выровнены и очищены от травы, мусора и кустарников, место приземления вертолета обозначено специальной разметкой. Обслуживать площадку будет администрация района, а следить за ее состоянием перед прилетами и выставлять необходимое оборудование — районная больница.

— Хочется поблагодарить всех, кто помогал нам обеспечивать маршрутизацию пациентов в течение этих двух лет. Это сотрудники спортивной школы — они быстро подстраивались и изменяли график тренировок на стадионе «Локомотив», администрация города, которая выполняла очистку площадки от снега в зимний период, полиция — ее представители оперативно выезжали и обеспечивали безопасность при приземлении вертолета, — отметила С. И. Гуляева.

Вертолетная площадка — важная точка на карте нашего города. Администрация района убедительно просит жителей не использовать ее для парковки автомобилей, не бить стекло, не нарушать разметку.

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *