В ходе встреч с пчеловодами Нязепетровского района периодически возникал вопрос о выходе на новые рынки сбыта. Говорили об этом, в основном, относительно молодые ребята, которые нацелены на развитие своих хозяйств. Фонд «Бардым» попробовал разобраться в возможностях и специфике сегодняшнего рынка пчеловодческой продукции. (Продолжение. Начало в № 29 от 23 июля 2021 г.)

— В первой части публикации разговор шел об экспортной торговле медом. Сегодня поговорим о внутреннем рынке, он существует, и возможности работать на нем есть. Есть ярмарки меда, которые освоили и активно используют пчеловоды (и не столько пчеловоды, сколько перекупщики дешевой продукции) юга России. Есть интернет, где может сообщить о своей продукции любой желающий, — об этом пути поговорим чуть подробнее. Есть сайты с бесплатными объявлениями, такие как Авито, Сландо и другие. Бесплатно, не занимает много времени, но, конечно, не стоит рассчитывать на популярность и узнаваемость своего продукта. Больше шансов продвинуть свою продукцию — на платных популярных интернет-площадках, таких как Озон, Wildberries, Alibaba. Есть и специализированные площадки по продаже пчелопродукции, интересны площадки и компании, которые целенаправленно работают на московский рынок. Есть отдельные пасечники и их объединения, которые самостоятельно пытаются позиционировать себя в онлайн-пространстве: заводят собственные страницы в социальных сетях и рассказывают о своей непростой жизни и приключениях на пасеке, делятся знаниями, показывают пчелу и жизнь пчелосемей, собирают отзывы. И такой вариант нам кажется наиболее интересным. Подробнее об этом со ссылками на конкретные ресурсы смотрите на нашем сайте и группе «Твоя заимка» ВКонтакте.

Впечатление как товар

Предложение фонда «Бардым» по созданию медового бренда Нязепетровского района опирается, в том числе, на опыт команды города Коломны, которая за 10 лет сумела создать с нуля самый яркий и известный бренд исторического города России и обеспечить к себе поток туристов в 1,5 миллиона человек в год. Коломенскую яблочную пастилу и коломенский калач знают сегодня все, кто интересуется внутренними туристскими путешествиями. Как объясняют организаторы этого туристского кластера, есть два пути продаж своего продукта. Первый — это массовое производство очередного вида еды. По такому пути пошли, например, производители Белёвской пастилы, которая продается сегодня во многих продуктовых магазинах.

Второй — производство не просто еще одного съедобного продукта, а производство и продажа впечатления, на что перестраиваются постепенно уже многие сегменты европейского рынка постиндустриальной экономики, где уже понимают, что конкурировать, создавая еще один, 1001-й, сорт «колбасы», становится бессмысленно. Коломна пошла по этому пути. Неотъемлемой частью этого впечатления являются помещения, где этот товар продается, и те люди, которые его продают (с сотрудниками созданного творческого кластера в Коломне теперь работают профессиональные режиссеры), и их костюмы, которые специально шьются для каждого индивидуально, и упаковка самого товара, и его история, рассказываемая в условиях интерактивного музея. И это стоит дорого.

Один из руководителей коломенского проекта Дмитрий Ойнас для примера приводит сравнение работы соседнего с ними хлебокомбината и их собственной пекарни по производству коломенского калача. Хлебокомбинат: вложения в основные фонды — более 100 млн. рублей, количество работающих — более 100 человек, чистая прибыль — 2 млн. рублей в год. Калачная: вложения в основные фонды — 10 млн. рублей, количество работающих — 15 человек, чистая прибыль — 12 млн. рублей в год.

Думаю, нам тоже бесполезно пытаться конкурировать на площадках продаж обезличенной массы меда неизвестного качества. Нам никогда не выиграть конкуренцию с китайским фальсификатом и краснодарским «подсолнечником». Но попытаться позиционировать себя как производителя эксклюзивного дорогого товара, за которым покупателям нужно ехать самим на место его производства, — это возможно. Это должен быть бренд, качество которого должно подтверждаться не только лабораторным обследованием и вкусовыми качествами, но и историей, мифом, если хотите. Сам процесс общения покупателя и продавца необходимо будет выстроить, как спектакль с новой и интересной для покупателя информацией и новыми впечатлениями. А мед или другие пчелопродукты покупаются уже как подтверждение и закрепление полученных впечатлений, которые хочется вспоминать и делиться ими с другими.

У нас есть чем эту историю (миф, бренд) поддержать. Наши пасеки территориально — это тот же башкирский мед. Наш «медвежий угол» сумел сохранить опыт старых бортевиков. Нязепетровский район является экологически чистым с таежной растительностью. И пчеловодство у нас (возможно, из-за высокой безработицы) сейчас идет в рост. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас есть ресурсы, чтобы такую историю поддержать своей культурой и традициями: есть еще краеведы, есть мастера и мастерицы народных промыслов, есть развитая сеть учреждений культуры.

Сон на ульях  и апитуризм

Кстати, в Башкирии подобный опыт уже есть. С середины июля здесь запускаются туры, в рамках которых туристы могут попробовать себя в роли пчеловода. А в начале сентября можно принять участие в походе за бортевым медом. По словам директора государственного заповедника Шульган-Таш М.Н. Косарева, с одной борти без ущерба для пчел можно добыть до 5 кг меда. Но и стоимость его соответствующая: в прошлом году на складе он стоил 3 700 рублей за килограмм, а в медовых турах — 4 100 рублей.

Еще одно интересное направление, которое привлекает туристов, — биорезонансная апитерапия, или сон на ульях. Для этого в специальном домике устанавливают несколько ульев, объединенных одной лежанкой. Вибрация от гудения пчел в улье, проникающие из него ароматы, мельчайшие капельки воска, прополиса и пыльцы разнотравья дают оздоравливающий эффект организму.

Паспорт для пчел

Еще один вопрос, который мы планируем обсудить на встрече пчеловодов, — оформление документов. Даже если вы не планируете продавать мед через торговые сети или поставлять на экспорт, ряд бумаг оформить все равно необходимо. Подробнее об этом по телефону рассказал председатель правления региональной общественной организации «Пчеловоды Южного Урала» Олег Васильевич Коптелов: «Если это не касается торговых сетей и поставки на экспорт, где требуется Декларация о соответствии Евразийского экономического союза, то предварительные процедуры следующие. Вначале нужно получить ветеринарный паспорт собственной пасеки. Для этого обратиться в государственную ветеринарную службу, где придется заплатить за сам бланк 200 рублей. К вам на пасеку должен выехать ветврач и взять для анализа пчел и расплод для проверки на гнилец, вароатоз, акарапитоз, нозематоз. С этими пчелами и расплодом нужно обратиться в одну из аккредитованных лабораторий. Если с вашими пчелами все в порядке, то данные лабораторных исследований вносятся в ветеринарный паспорт и документ выдается вам. Если есть проблемы, пчел необходимо пролечить и вновь пройти обследование. Там же в ветстанции вам помогут зарегистрироваться в системе ФГИС «Меркурий». Эта процедура бесплатна. Вы должны будете указать место хранения своего меда, куда также должен нанести визит ветврач с контрольной проверкой. Этому месту присваивается свой уникальный номер, с которым вы и будете выступать при продажах. Для проверки качества самого меда также желательно обратиться в лабораторию, к которой вас «Меркурий» прикрепит, и получить свидетельство о его натуральности. Если вы этого не сделаете, в системе «Меркурий» будет отметка, что мед продается без проведения экспертизы. Чтобы у вас не было проблем при продажах, нужно иметь с собой соответственно ветеринарный паспорт, ветеринарное свидетельство из «Меркурия» на определенный объем продажи, который вы хотите реализовать в определенный срок. Место, где вы эти продажи хотите осуществить, тоже должно иметь свой номер в системе ФГИС «Меркурий».

Фонд «Бардым» готов поработать в привлечении опытных консультантов и специалистов, которые помогут разработать и правильно организовать продажи меда, создать для наших пчеловодов общий сайт с индивидуальными страницами каждого из пчеловодов, а также оказать поддержку в организации посещений отдельных пасек туристами, в том числе, организации инфотура с участием журналистов областных изданий и представителей туроператоров и оказать поддержку в организации ежегодных ярмарок меда в Нязепетровске после победы над пандемией. Но все это, если будет заинтересованность и соучастие самих пчеловодов.

Команда фонда «Бардым»

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *