[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Об истории Западно-Уральской железной дороги, о людях и производственных подвигах наших железнодорожников свидетельствует выставка в музейно- выставочном центре.
VI съезд горнопромышленников Урала, состоявшийся в январе 1898 года, принимает решение о строительстве ряда железнодорожных линий на Урале, в том числе и по его западному склону. Причинами стали надвигающаяся конкуренция металлургических заводов юга России и ставшая невыгодной транспортировка металла по рекам. В октябре 1916 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка, соединяющая Нижнесергинский, Михайловский, Шемахинский, Нязепетровский, Кусинский и другие заводы.
После Октябрьской революции на Западно-Уральской железной дороге был создан совет депутатов, возглавляемый Мурашовым и И.П.Кутасовым. Коллектив железнодорожников станции Нязепетровской живо откликался на все прогрессивные события, происходящие в России.
В годы гражданской войны вдоль железных дорог велись бои, более двух недель нязепетровцы мужественно защищали подступы к станции Нязепетровской. Самоотверженно боролся латышский стрелковый полк у станции Арасланово.
В сентябре 1919 года Западно-Уральская железная дорога вошла в состав Пермской железной дороги. Фотографии 1925 года свидетельствуют о том, что молодые железнодорожники, строители нового социалистического общества — участники Пермской спортивной спартакиады, обладатели знаков отличия ГТО.
В годы первых пятилеток железная дорога развивалась, в депо была открыта школа ФЗО, где железнодорожникам разных специальностей давали теоретические и практические знания.
В 1934 году Нязепетровск вошел в состав Челябинской области. На базе Нязепетровского участка Пермской железной дороги было создано 6-е отделение ЮУЖД. Работа участка улучшилась, вводились новшества и усовершенствования.
Тяжёлые испытания выпали на долю железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В условиях суровой уральской зимы, часто без сна и отдыха машинисты водили по расписанию поезда, перевыполняя техническую скорость и экономя топливо. Слесарей не хватало, поэтому, когда паровоз ставили на промывку, паровозники всей бригадой шли помогать слесарям. Жены машинистов по своей инициативе создали ткацко-пошивочный цех, где из 150 кг льна выткали 243 м мешковины для утепления тепловозов, сшили 170 пар рукавиц.
В 1955 году Нязепетровское отделение вошло в состав Златоустовского отделения железной дороги. Фотографии свидетельствуют о том, что со второй половины 1940-х годов стали строить цельнометаллические вагоны, которые были оборудованы титанами для кипятка. Поезда перевозили лес, нефть, руду, продукцию промышленных предприятий.
Значимую роль в истории железной дороги сыграл В.Ф.Валуев. В 1970-х годах под его руководством был осуществлен перевод Нязепетровского участка ЮУЖД с паровозной тяги на тепловозную, проведена масштабная реконструкция локомотивного депо. В рабочем движении находилось 25 локомотивов, 125 бригад.
Фотографии выставки рассказывают об активном участии железнодорожников в праздниках и коммунистических субботниках. Интересна рубрика «Имя в истории» — о людях, внесших значимый вклад в развитие нашей железной дороги. Богата и предметная часть выставки — керосиновый фонарь путевого обходчика, диск дежурного по станции, сигнальные флажки, форменная фуражка.
Более двух тысяч железнодорожников награждены правительственными орденами и медалями. Выставка представила галерею героев труда, эти люди создавали славу и величие нашей железной дороги.
Наталья СМИРНОВА