Выставка об истории железной дороги в Нязепетровске

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Об истории Западно-Уральской железной дороги, о людях и производственных подвигах наших железнодорожников свидетельствует выставка в музейно- выставочном центре.

VI съезд  горнопромышленников Урала, состоявшийся в январе 1898 года, принимает решение о строительстве ряда железнодорожных линий на Урале, в том числе и по его западному склону. Причинами стали надвигающаяся конкуренция металлургических  заводов юга России и ставшая  невыгодной  транспортировка  металла  по рекам. В октябре 1916 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка, соединяющая Нижнесергинский, Михайловский, Шемахинский, Нязепетровский, Кусинский и другие заводы.

После Октябрьской революции на Западно-Уральской железной дороге был создан совет депутатов, возглавляемый Мурашовым и И.П.Кутасовым. Коллектив железнодорожников станции Нязепетровской живо откликался на все прогрессивные события,  происходящие в России.

В годы гражданской войны вдоль железных дорог велись бои, более двух недель  нязепетровцы мужественно защищали подступы к станции Нязепетровской. Самоотверженно боролся латышский стрелковый полк у станции Арасланово.

В сентябре 1919 года Западно-Уральская железная дорога вошла в состав Пермской железной дороги. Фотографии 1925 года свидетельствуют о том, что молодые железнодорожники, строители нового социалистического общества — участники Пермской спортивной спартакиады,  обладатели знаков отличия ГТО.

В годы первых пятилеток железная дорога развивалась, в депо была открыта школа ФЗО, где железнодорожникам разных специальностей давали теоретические и практические знания.

В 1934 году Нязепетровск вошел в состав Челябинской области. На базе Нязепетровского участка Пермской железной дороги было создано 6-е отделение ЮУЖД. Работа участка улучшилась, вводились новшества и усовершенствования.

Тяжёлые испытания выпали на долю железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В условиях суровой уральской зимы, часто без сна и отдыха машинисты водили по расписанию поезда, перевыполняя техническую скорость и экономя топливо. Слесарей не хватало, поэтому, когда паровоз ставили на промывку, паровозники всей бригадой шли помогать слесарям. Жены машинистов по своей инициативе создали ткацко-пошивочный цех, где из 150 кг льна выткали 243 м мешковины для утепления тепловозов, сшили 170 пар рукавиц.

В 1955 году Нязепетровское отделение вошло в состав Златоустовского отделения железной дороги. Фотографии свидетельствуют о том, что со второй половины 1940-х годов стали строить цельнометаллические вагоны, которые были оборудованы титанами для кипятка. Поезда перевозили лес, нефть, руду, продукцию промышленных предприятий.

Значимую роль в истории железной дороги сыграл В.Ф.Валуев. В 1970-х годах под его руководством  был осуществлен  перевод Нязепетровского участка ЮУЖД с паровозной тяги на тепловозную, проведена масштабная реконструкция локомотивного депо. В рабочем движении находилось 25 локомотивов, 125 бригад.

Фотографии выставки рассказывают об активном участии железнодорожников в праздниках и коммунистических  субботниках. Интересна рубрика «Имя в истории» — о людях, внесших значимый вклад в развитие нашей железной  дороги. Богата и предметная часть выставки — керосиновый фонарь путевого обходчика, диск дежурного по станции, сигнальные флажки, форменная фуражка.

Более двух тысяч железнодорожников награждены  правительственными орденами и медалями. Выставка представила галерею героев труда,  эти люди  создавали славу и величие нашей железной дороги.

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *