[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
В 1744 году купец Петр Осокин начал строительство железоделательного и чугунолитейного завода. В этом же году на реке Нязе был создан пруд для промышленных нужд завода. Плотиной была перекрыта р. Нязя.
Согласно данным Ивана Федоровича Германа плотина имела длину 130 сажень (227, 4 м), ширину снизу 20 сажень (42,7 м), сверху 7 сажень (14,9 м) и в половодье содержала воды до 8,5 аршин (чуть больше 6 м).
Плотина строилась под руководством плотинных мастеров. Она представляла из себя сложное гидротехническое сооружение, имело пару запоров — вешняковый спуск (сливной мост) и рабочий прорез, где было установлено колесо, вода сверху падала на лопасти колеса, вращательная сила колеса заставляла работать меха в домне и молоты в молотовой фабрике. Вода выполняла ту работу, которая была не по силам человеку. Сливные мосты, затворы и ледорезы были деревянными. Стены прорезов укреплялись камнем.
В период Пугачёвского восстания 15 июня 1774 года Нязепетровский завод подвергся нападению башкир и был сожжен. Не уцелела ни одна из фабрик. Большой урон был нанесен и плотине: сгорели вешняковый спуск, ларь и слань.
По подсчетам заводчика Я. С. Петрова, сумма убытков (разумеется, преувеличенная) составила 73767 рублей. Но факт сожжения завода признала комиссия Берг-коллегии. В 1775-1776 гг. на заводе шли восстановительные работы, и уже 19 августа 1776 года была задута домна.
В первой половине XIX века под руководством заводских архитекторов были перестроены прорезы и над ними сооружены шатры для защиты от снега и мороза, проводилось также благоустройство плотин с применением архитектуры малых форм. Перестроен был и Тверской мост, соединявший центр заводского посёлка с Тверским микрорайоном.
Чуть позднее на плотине заводского пруда была заложена аллея, вымощенная досками из лиственницы. Над водой были устроены беседки, декорированные оригинальной деревянной резьбой и имевшие «приличную наружность». Это было излюбленным местом отдыха нязепетровцев. «Доски» — так их называли в народе — просуществовали до середины 1960-х годов.
С 11 на 12 мая 1922 года из-за обильных осадков уровень воды в пруду поднялся до критической отметки, в некоторых местах вода пошла верхом, не открытые вовремя запоры не выдержали напора воды, и плотина у сливного моста была разрушена. Пострадал и тверской мост. К лету 1924 года мост был восстановлен. А вот завод, лишившись основной энергетической базы, остановился. Потребовалось семь долгих лет борьбы нязепетровцев за восстановление завода. И только в 1929 году, благодаря помощи всесоюзного старосты М.И.Калинина, завод был восстановлен, но не как металлургическое, а как механическое предприятие.
Попытки восстановить пруд предпринимались в годы Великой Отечественной войны, с целью устройства небольшой гидроэлектростанции. Завод испытывал острую нужду в электроэнергии. Однако этот проект так и остался нереализованным. И только в начале 1960-х годов руководством завода и района были приняты энергичные меры по восстановлению Нязинского пруда, ибо отсутствие водопровода и канализации сдерживало дальнейшее развитие города и завода.
18 июня 1964 года рабочие Миасского управления треста «Уралсибмеханизация» уложили первые кубометры бетона в тело водослива. В декабре 1967 года акт о сдаче плотины в эксплуатацию был подписан, а 11 июня 1968 года началось заполнение пруда водой. Это было знаковым событием в жизни всех жителей Нязепетровска. Однако возрождённый пруд по объёму воды стал втрое меньше прежнего.
В эти же годы в ходе расширения дороги в Тверской микрорайон и последующего строительства гидроузла на реке Нязе, аллея на плотине, заложенная в стародавние времена, была разрушена. И только в 2008 году, в год 90-летия со дня рождения комсомола, ветеранами комсомольского движения аллея вновь была возрождена. Здесь были высажены первые деревца. В последующие годы их число значительно увеличилось.
Н. КИСЛОВ, научный сотрудник МВЦ