[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Селение, расположенное на месте слияния рек Уфы и Шемахи, за свою многолетнюю историю трижды сменило свое название: Сорокинская пристань, Шемахинский завод, село Шемаха. Долгое время селение носило двойное название — Шемахинский завод (Сорокинская пристань), скорее всего для того, чтобы показать, что это одно и то же селение, всего лишь разделённое речкой Шемахой.
Демидовы. Первыми оказались в наших краях представители знатнейшей горнозаводской династии Демидовых. Никита Никитич, младший сын основателя династии, прилагал немалые усилия, чтобы вслед за отцом — Никитой Демидовичем Антуфьевым (Демидовым) — проторить дорогу на Урал. Но встретил серьёзное сопротивление со стороны отца и старшего брата Акинфия. И только после смерти отца (1725 г.) 9 июля 1730 года Берг-коллегия дала ему разрешение на строительство завода на речке Шайтанке. Так, на Урале у Никиты Никитича Демидова появился Шайтанский завод (1732 г.). За Шайтанским заводом последовали построенные им Верхнесергинский (1743) и Нижнесергинский (1744) заводы. В 1751 году у екатеринбургского купца (выходца из Тулы) Я. Коробкова он купил железный Каслинский завод. Позднее построил и в 1757 году пустил Кыштымские заводы в Исетской провинции. Точной даты основания Сорокинской пристани пока не найдено. Но достоверно известно, что именно Никита Никитич Демидов купил у башкир Упейской волости в 1756 году Шемахинскую дачу, расположенную рядом с дачами Сергинских заводов, на которой и находилась Сорокинская пристань.
В 1758 году Никита Никитич умер, заводы Каслинский и Кыштымские с Сорокинской пристанью стали собственностью его сына, тоже Никиты. Никита Никитич младший хлопочет в Берг-коллегии разрешения о строительстве заводов на реках Киалим, Азяш и Шемаха. 16 марта 1760 года он получил разрешение Берг-коллегии на сооружение, рядом с Сорокинской пристанью, на речке Шемахе завода с 4 кричными молотами. Здесь Никита Никитич построил плотину и пильную мельницу, а вот завод построить не успел. Началась крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Каслинскому и Кыштымским заводам был нанесён серьёзный урон, а построенный им Азяш-Уфимский завод был вообще сожжён до основания. Пострадали от рук башкирцев Сорокинская пристань и пильная мельница, полностью выгорел вешняковый спуск на плотине. Пришлось всё восстанавливать. Денег на новый завод на речке Шемахе не нашлось. Демидовскую задумку осуществил вольский купец Лев Иванович Расторгуев. В 1809 году он заложил на речке Шемахе вододействущий железоделательный завод, который без малого 100 лет работал на хозяина и его наследников.
До нас дошла великолепная конструкция деревянной демидовской плотины. Она представляет собой насыпную земляную дамбу, в центре которой находится прорез, выполненный в виде мощных срубов. Срубные клети утрамбованы землёй, глиной, бутированы крупными камнями. Со стороны завода земляная дамба с обеих сторон прореза была укреплена мощной подпорной стеной из кирпича, переходящего в каменную кладку.
Адъюнкт Академии наук. Именно Петеру Симону Палласу, немцу по происхождению, принадлежит первое упоминание о Сорокинской пристани Каслинского и Кыштымских заводов в печатной литературе. В возрасте 26 лет, уже имея степень доктора медицины, профессорское звание и европейское признание, он получил приглашение от российской императрицы Екатерины II для работы в качестве адъюнкта Академии наук. После некоторых колебаний 30 июля 1767 года Паллас прибыл в Санкт-Петербург вместе со своей семьей — молодой женой и маленькой дочерью. По указу императрицы он был сразу же снаряжен в грандиозную экспедицию по всей России с целью разведать геологические, минералогические, животные и растительные ресурсы всей страны, а также исторические, социально-экономические и этнографические особенности отдельных её регионов. Экспедиция состояла из нескольких небольших отрядов. Основным отрядом руководил сам Паллас, которого в пути сопровождала его семья.
Н. КИСЛОВ, научный сотрудник МВЦ
Продолжение следует