Еще лет пять-десять назад у детей и юношества была возможность услышать о войне непосредственно от участников Великой Отечественной. Сегодня из них не осталось никого… К счастью, удалось сохранить их воспоминания о пережитом.
«Это был кромешный ад»
Володя Ламанов мечтал стать машинистом, как и его отец, но начавшаяся война нарушила все планы. Поступил на завод в арматурный цех, после 10-часового рабочего дня ежедневно посещал курсы электриков. В марте 1942 года ему исполнилось 18 лет, в мае был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
Боевой путь начался на Северо-Западном фронте в составе 81-гвардейского минометного дивизиона. Полученная на заводе специальность пригодилась — В. Л. Ламанов стал электриком-подрывником. В июне 1942 года он принял свой первый бой под Старой Руссой. Вспоминал:
«Когда увидели движущиеся на нас танки, подкрепленные пехотой, конечно, страшно было. Но организовались, отсекли пехоту, помогла ещё наша артиллерия, а танки сами повернули назад, не дойдя до наших позиций».
С наступлением осени стало сложнее подвозить снаряды ближе к линии фронта. Снаряды весом по 120 кг к огневой позиции, бывало, по заболоченной местности приходилось таскать на себе.
В ноябре 1942 года Владимир Лукич получает свою первую боевую награду — «Медаль за отвагу». В этом же месяце был ранен в ногу, после госпиталя определён в Свердловское военно-пехотное училище, получил звание младшего лейтенанта и специальность — командир стрелкового взвода. В августе 1944 года направлен на 1-й Белорусский фронт, под Варшаву. До января вели бои местного значения, наша армия готовила себе плацдарм для наступления, занимая более выгодные точки, отвоевывала первые траншеи. 14 января 1945 года началось наступление на Варшаву. Владимир Лукич вспоминал: «Вокруг всё рвалось, ревело. Казалось, земля на дыбы становится. Это был кромешный ад». Из этого ада он вышел в прострелянной пилотке и в прострелянной шинели. После взятия Варшавы пошли дальше на запад, проходя 40 — 50 км в сутки. Таким образом прошли почти до Одера и повернули на Восточную Пруссию. 3 марта 1945 года при взятии небольшого населенного пункта В. Л. Ламанов получил тяжёлое ранение в коленный сустав снайперской пулей. Победу встретил в госпитале под Лодзью, после лечения был направлен в штаб фронта. Поехал через Берлин, посидел на ступеньках у рейхстага. Демобилизовался в апреле 1946 года.
Не солдат судьбу выбирает…
На долю четверых из шести братьев Володиных выпала война. Старший, Михаил, без вести пропал на Калининском фронте, второй брат вернулся больным, умер в 1952 году. Иван отказался от брони работника связи и ушел на фронт. В Березниках (Пермский край) находилось эвакуированное Ленинградское пехотное училище, в котором он прошел обучение. Прибыв на формирование 63-й армии 348-й стрелковой дивизии в г. Елец, старший сержант Иван Володин был назначен командиром пулеметного расчёта. Молодые командиры хорошо знали, что снайперы выцеливают прежде всего их, чтобы сорвать слаженность в бою пулемётного расчёта и наступательные действия в пехоте. Иван Петрович вспоминал:
«Как только ни пытались маскироваться наши ребята — нет, командира видно всегда».
В первом же бою из 12 пулемётных расчётов осталось только 2.
Во время одного из наступлений Иван Петрович был тяжело ранен, а после лечения в госпитале комиссован. Когда возвращался домой, на станции в Свердловске встретил земляка, который сообщил, что сопроводил в Тюменское пехотное училище его младшего брата — Александра. К счастью, Александр Петрович вернулся героем, об этом свидетельствуют награды — орден Славы 3-й степени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», орден Отечественной войны 1-й степени, медали: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Она защищала Москву
А. Ф. Сорокиной не исполнилось восемнадцати, когда её пригласили в райком комсомола. Спросили: «Родину любишь?», а услышав утвердительный ответ, заключили: «Значит, пойдёшь её защищать».
В ноябре 1941 года из Челябинска вместе с другими мобилизованными Анна была направлена в Москву, а затем в город Очаково, где стояла отдельная женская добровольная стрелковая бригада. Учились разбирать винтовки, изучали тактику боя, совершали марш-броски на 80 км. Ежедневно ходили на строительство оборонительных укреплений — копали окопы, строили дзоты. Также стояли на постах, регулировали движение на дорогах. Жили в бараках, где стояли двухъярусные нары. Нельзя было зажечь свет и топить печь, чтобы не обнаружить своё местонахождение. К постоянным бомбёжкам привыкли так, что в дальнейшем перестали бегать в бомбоубежище. Несмотря на сложное положение, Анна Федоровна вспоминала, что у них не было паники, не было страха, что немцы возьмут Москву. Были уверены, что выстоим и победим.
Домой А. Ф. Сорокина вернулась после окончания войны в 1945 году.
Наталья СМИРНОВА