Архивные фото Нязепетровска
Нязепетровская интеллигенция

О том, как жили нязепетровцы в конце XIX — начале XX веков рассказывает Н.М. Кислов. Окончание. Начало здесь: https://np-vesti.ru/2022/06/07/34524/vot-tak-i-zhili/ , продолжение здесь: https://np-vesti.ru/2022/06/21/34813/vot-tak-i-zhili-2/

В 1886 году, к примеру, из газет и журналов выписывались: «Русская мысль», «Дело» и «Новь» по 1 экземпляру, «Нива» в 14 экземплярах, «Луч», «Свет», «Иллюстрированный мир», «Правительственный вестник», «Епархиальные ведомости», «Пермские губернские ведомости», «Сборник Пермского земства» — по 2 экземпляра, «Екатеринбургская неделя», «Неделя», «Еженедельное обозрение», «Гражданин», «Стрекоза», «Вокруг света», «Радуга», «Модный светъ», «Всемирная иллюстрация», «Юная Россия», «Вестник сельскаго хозяйства», «Технический обзор», «Сельский хозяин», «Паломник», «Задушевное слово», «Руководство для сельских пастырей», «Деловой корреспондент», «Ремесленая газета», «Волжский вестник», «Русский курьер» — по 1 экземпляру. Всего выписывалось 33 названия в 53 экземплярах. Из них больше всего, как и всюду, «Нива», которую выписывал прекрасный пол — с целью следить за модами.

16 мая 1896 года в дни народных торжеств по случаю коронования Николая Второго в Нязепетровском заводе была открыта библиотека-читальня. Помещение библиотеки располагалось в центре посёлка в одном из флигелей заводского госпиталя, её фонд состоял из книг и брошюр более 500 наименований. Работа библиотеки строилась на общественных началах местной интеллигенцией.

Архивные фото Нязепетровска
Сцена из спектакля «Раздор». 1911 г.

К началу ХХ века в Нязепетровске работали 3 земских училища и 1 школа грамоты духовного ведомства, в которых обучалось 237 мальчиков и 67 девочек. Все они пользовались литературой училищных библиотек. Самой большой была, конечно же, библиотека двухклассного училища, преобразованного впоследствии в четырёхклассное городское училище. Некоторые книги этой библиотеки до недавнего времени можно было обнаружить в библиотеке средней школы № 1, которая вплоть до середины 1950-х годов размещалась в здании училища (здание за церковью).

В начале 1910 года в небольшом доме Осипа Арсеньевича Шмонина на Первой Могильной улице (ныне Гагарина) начались первые репетиции драматического кружка. В числе первых участников были техник завода Николай Мирсков, заведующий листопрокатным и пробойным цехами завода Павел Анисимов, лесник Яков Сокольских и другие представители тогдашней интеллигенции. Яков Андреевич Сокольских решил не только сам участвовать в «комедиях», но и приобщил к этому «развлекательному» занятию свою дочь Машу. Мария Яковлевна впоследствии стала ведущей актрисой на местной сцене.

А уже 22 ноября 1911 года техники, учителя и приказчики Нязепетровского завода в заводской конторе ставили четырёхактную пьесу «Раздор». Толков и пересудов, как это часто бывает в Нязепетровске, было полно. Но всем одинаково интересно было знать, что же там представят «комедиянты». В этом спектакле впервые участвовал и 16-летний Иван Шмонин, впоследствии бессменно руководивший драматическим коллективом заводского клуба более сорока лет.

Народные праздники и гуляния

Краткий досуг нязепетровцев, как и повсюду на Урале, заполнялся традиционными гуляниями, народными праздниками, различными играми. Весь святочный период, к примеру, был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуалами, к которым были причастны все. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, иногда и взрослые мужчины ходили по домам и славили Христа. Хозяева одаривали славильщиков деньгами, шанежками, пирожками, всем тем, о чём пелось в песне. Святки считались тем временем, когда работать было большим грехом, следовало предаваться разным развлечениям. Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода гадания. Для этого выбирали три вечера: сочельник Рождества, канун Нового года и канун Крещения. Гаданием в основном занимались девушки.

Архивные фото Нязепетровска
В воскресный день у церкви

Отдыхом и развлечением для нязепетровской молодежи были также вечёрки. Вечёрки устраивали обычно зимой, от Рождества до Масленицы. В одном из домов собирались девушки-подружки, приносили с собой пряжу, шитье, вышивки, позже в дом приходили парни с гармошками и начинались песни, пляски, тут уж было не до рукоделия. Здесь, на вечёрках, многие находили свою вторую половину для будущей семейной жизни.

В Масленицу в Нязепетровском заводе устраивались катушки. Особенно оживлённой была катушка на Фролкиной улице (ныне Советская). Катались все: и дети, и взрослые. В Масленицу главные улицы Нязепетровска заполняли вереницы наряженных повозок одноконных, запряжённых парой лошадей, но больше всего было троек. Катание на лошадях под перезвон колокольчиков и бубенцов было самым ярким событием этих дней.

Во время разъездов по Красноуфимскому уезду в 1887 году Николай Лукич Скалозубов, руководитель статистического ведомства Красноуфимского земства, последние дни Масленицы провёл в Нязепетровском заводе. В своём путевом дневнике он сделал любопытную запись: «По улицам разгуливают ряженые: медведи, козы… Мужики, переряженные бабами, верхом на лошадях нагайками пугают лошадей, проезжающих по заводу. Меня вёз башкирец, лошади были запряжены гусём. На площади, против церкви, нас остановила толпа пьяных, лошади перепугались нагаек, бросились в сторону, и я едва добрался до земской квартиры…».

Много народа собиралось и на так называемые кулащки. Кулачные бои обычно проводились по церковным праздникам с Рождества до Троицы, но своего пика достигали они во время масленичной недели.

Архивные фото Нязепетровска
В праздничный день на Проезжей улице

Особенно тщательно нязепетровцы готовились к Пасхе. Мужики с первых же дней Страстной недели заготавливали корм для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник всё было под рукой. А бабы и девушки хлопотали в избах: белили печи, мыли лавки, скоблили полы, столы, вытирали мокрыми тряпками запыленные стены; обметали паутину. Разгар бабьих работ выпадал на чистый четверг. Покончив с уборкой избы, женщины приступали обыкновенно к стряпне. В Страстную пятницу нередко можно было видеть шныряющих по заводу баб, разносящих по домам бедняков всякие припасы.

В пасхальную ночь заводской посёлок оживал. Празднично одетые нязепетровцы тянулись в храмы, уже переполненные заранее истовыми ревнителями веры. Храмы часто не могли вместить всех прихожан, и народ стоял при входе и ждал самого ответственного момента — крестного хода.

В Светлое Воскресение, после утренней службы, ровно в 12 часов, по приказанию ктитора (церковного попечителя) в ограде палили из пушки, все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением и под звон колоколов раздавалось: «Христос воскресе!», и начинался процесс христосования.

В день Святой Пасхи женщины с ребятишками, мужики и парни с гармошками и тальянками толпились на площади, в заводском саду, на плотине с утра до самой ночи. Одни только глядели да любовались на чужое веселье, другие веселились сами.

А вот кому впервые пришла в голову «светлая» мысль устраивать в Нязепетровске шумную и опасную канонаду из пушек (как правило, самодельных), история умалчивает.  Самое интересное, что проводилась она с благословения церковного совета. И даже при советской власти Нязепетровский райисполком 9 апреля 1924 года, рассмотрев заявление церковного старосты Давыдова, разрешил приобрести порох «в количестве трёх фунтов для выстрелов в Пасху». Традиция сохранилась в Нязепетровске до наших дней.

Как большие праздники в Нязепетровском заводе отмечались день по случаю отправки железного каравана с заводской пристани, а также День святых апостолов Петра и Павла. В Петров день, после службы в Петропавловской церкви, ходили по гостям, а вечером собирались на гуляния с хороводами, песнями, играми.

В праздничные дни конные и пешие стражники постоянно находились при заводе и «устраняли нарушения спокойствия» в посёлке, «участвовали в прекращении драк и закрытии увеселительных лавок в указанное законом время», а также вели ночное патрулирование посёлка.

…Нагулявшись вдоволь, тихо и мирно засыпал трудовой люд, чтобы назавтра вновь жариться у горнов, ворочать клещами двенадцатипудовые крицы, валить лес для новых «кабанов» (углевыжигательных печей), возить руду, одним словом — «робить» не разгибая спины…

В статье использованы архивные документы, статистические сведения и материалы Красноуфимского земского собрания и управы, а также материалы периодических изданий XIX — начала ХХ века. Фотографии из фондов музейно-выставочного центра г. Нязепетровска.

Н. КИСЛОВ

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *