Исчезнувшие на сегодня заготконторы помогали населению избавляться от вторсырья и зарабатывать.
В советские времена функции по сбору вторичного сырья — металлического лома, макулатуры, стеклотары, бывшей в употреблении одежды — выполняла заготовительная контора Нязепетровского районного потребительского общества. Но это лишь малая и незначительная доля той деятельности, которую выполняла эта организация.
Было бы желание
В исторической справке, полученной в районном архиве, значится, что единое потребительское общество (ЕПО) существовало ещё до 1930 года. 60 — 70 годы и до середины 80-х были годами процветания Нязепетровской заготконторы, которая создавала рабочие места, давала возможность жителям района и города иметь дополнительные заработки.
Житель д. Сухово И. А. Берестов поступил на работу в заготконтору в 1961 году. Трудовую деятельность начинал в Шемахинском, затем в Ункурдинском отделениях заготконторы. В 1964 году он отличился тем, что за сезон заготовил 7 т грибов! Год выдался грибным, Иван Афанасьевич принимал грибы от населения, но в основном собирали своей семьёй, засолили 76 бочек. Этим он обратил на себя внимание руководства заготконторы, и его пригласили на должность кладовщика, семья Берестовых переехала в Нязепетровск. Супруга, Зоя Ивановна, поступила кладовщиком на холодный склад, куда принимали мясо, молоко, яйца, картофель. Продукцию доставляли как заготовители из сел и деревень района, так и жители города имели возможность сдать излишки продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве. Заготовители и приемщики проверяли качество принимаемой продукции, определяя её сортность, от этого зависела и цена.
Заготконтора принимала лекарственные травы, грибы, ягоды, имела свою грибоварню, которая находилась на ул. Трактовой, где по воспоминаниям дочерей Берестовых — Нины и Евгении — Зоя Ивановна в больших чанах варила грибы, малиновое, крыжовенное варенья. Дальнейший процесс соления грибов происходил в бочках. Варенье раскладывали по банкам, предварительно их вымыв, банки консервировали и наклеивали этикетку с названием продукта и адресом изготовителя. Дочери помогали, зарабатывая свою «копеечку». Здесь же была сушильня, в которой сушили грибы и ягоды (черёмуху, рябину, калину). Зоя Ивановна вспоминает, что продукцию отправляли в Москву и в города области, она поступала в лечебные учреждения, школы, магазины. Экстракт, выделяемый из ивовой коры — дубильное сырьё, отправляли в Уфу, костная мука шла на изготовление мыла, из мочала производили кисточки. В Казахстан отправляли жерди, заготавливали колья для виноградников, принимали деревянные лопаты для сушки зерна, топорища и многое другое. Иван Афанасьевич работал на складе кожевенного сырья, принимал от населения и охотников шкуры. Он и сам был охотником, добывал шкуры волка, куницы, норки, бобра, енота, лисицы. Заготконтора заготавливала за сезон по 50 — 60 тыс. шкурок крота. Подростки за сезон на ловле крота могли заработать приличные деньги. Кожевенное сырье отправляли на склады в Иркутск, которое затем поступало на фабрику.
«Каждый желающий в сезон на заготовках мог заработать больше, чем на основном месте работы. Было бы желание и усердие», — говорит Иван Афанасьевич.
Организация была нужная
Жителя Нязепетровска Ф. А. Шилохвостова, работавшего в ГПТУ, в заготконтору привёл случай. Он находился в поиске работы, когда главный бухгалтер райпо З. А. Ломакина предложила на выбор 2 вакантные должности. Федор Александрович выбрал должность заместителя директора заготконторы. Через два года, в 1978 году, его утвердили на должность руководителя. Работал до перестроечных времен, пока вышестоящие руководители не продали организацию.
Федор Александрович рассказал, что заготконтора производила 32 вида заготовок, каждый вид ещё подразделялся. Кроме этого, заготконтора имела свою кроличью ферму, поголовье которой доходило до 1400 голов, были свиноферма, конный двор, где содержали 14 лошадей, их держали для заготовителей и для доставки товаров по магазинам.
«Сено на зиму заготавливали сами, своим коллективом», — рассказал Федор Александрович.
Рядом с убойным цехом построили колбасный цех, стали производить колбасную продукцию. Заготавливали картофель, в день на разъезде Ураим, в Ункурде, на станции Арасланово грузили по пять вагонов.
В заготконторе было 11 заготовителей, по несколько человек в каждом совхозе. Федор Александрович назвал людей, особо отличившихся в этой деятельности: М. Н. Самигуллин (Аптрякова), Вагиз Гайнетдинов (разъезд Ураим), Владимир Багадаев (Межевая), Николай Рогожников (Ташкинова), Михаил Корлыханов (Курга). Заготовители и жители района могли за сданный товар получить дефицитные по тем временам тушёнку, сгущёнку, индийский чай, муку, авторезину. Для ускорения доставки заготконтора приобрела 7 единиц техники.
В области было 29 заготовительных контор, заготконтора Нязепетровского районного потребительского общества часто занимала призовые места.
«Жаль, организация была нужная, и работать мне нравилось», — говорит Федор Александрович.
Возродить нужно, но сложно
Необходимость в сдаче вторичного сырья (пластиковых бутылок и стеклотары, целлофана и макулатуры) у населения не исчезла. Напротив, проблема становится только острее. Это понимаешь, когда видишь, что наряду с мусором к бакам выносят одежду. Федор Александрович говорит:
«Возродить такую организацию, как заготконтора, нужно, но сложно».
Частникам нужны немалые вложения, но главное, исчезли рынки сбыта, поэтому без помощи государства не обойтись. После закрытия заготконторы многие, и Ф. А. Шилохвостов в том числе, занимались кожсырьём, но кожзаводы закрылись, сырье принимать перестали. Занимался зерном, мясом — и вновь возникали сложности со сбытом продукции. Думал заняться дубильным корьём, экстракт которого применялся в кожевенной и военной промышленности, но и его перестали принимать.
«Но всё-таки кто-то работает, ведь в аптеках продают лекарственные травы, кору дуба, шиповник, а ведь и мы это всё когда-то заготавливали», — говорит Федор Александрович.
Наталья СМИРНОВА