Архивное фото Нязепетровского района
Хажара — четвёртая справа в первом ряду. Нязепетровск, 28 июня 1965 года

Историю предков, описанную жительницей Нязепетровского района Хажарой Абдуллаяновной Гайнетдиновой, передал в редакцию ее муж, Феликс Абдуллович. Из поколения в поколение передавалась история рода, которую Хажара знала со слов своей мамы Тагиры Абубакировны, а та в свою очередь основные эпизоды жизни рода услышала от своей свекрови Гашуры.

Вынужденное  переселение

Своё повествование Хажара начинает с дореволюционных времен, когда её пращуры, занимаясь предпринимательской деятельностью, вели торговлю зерном и мукой по реке Вятке. Они были людьми состоятельными, за что поплатились жизнью. Гашуру взяли на воспитание бездетные друзья родителей, проживавшие в Казани. Росла она в достатке, училась в медресе, куда приемный отец привозил её на паре красивых лошадей и встречал после занятий.

Дед Хажары Хазий, родился в многодетной семье, все сыновья в которой занимались бизнесом, торговлей сельскохозяйственной техникой. По воспоминаниям, они запрягали 40 лошадей парами и привозили с железнодорожной станции технику: сеялки, веялки, а Хазий ещё и ездил за товаром в Казань. Бывало, останавливался на ночлег в семье, где воспитывалась Гашура. Когда девочке исполнилось 16 лет, приемная мать начала ревновать её к своему мужу. Тогда приемный отец посадил Гашуру в повозку Хазия и отправил с ним в Красноуфимск. Так её выдали замуж. Тридцатилетний Хазий был человеком немногословным. У юной Гашуры не возникло чувства любви к нему, но у супругов родились дети: Габдулхак, Габдулахат, Габделбарый, Габделдаян, Габдуллаян. Единственная дочь умерла от оспы в возрасте шести лет.

Хазий построил двухэтажный дом, но не успела семья вселиться, как грянули революционные события 1917 года. Чтобы сохранить хоть что-то из нажитого, Хазий и Гашура ночью погрузили на телеги свой скарб, выгнали из загонов имеющийся скот и поехали куда глаза глядят. Продвигались только по ночам, в пути коровы телились, новорожденных телят брали на телеги. Так добрались до деревни Алегазово Ункурдинского сельского совета. Наскоро построили дом на три окна, а стайки и сараи уже возводили основательно. В отличие от большинства деревенских построек с соломенными крышами крыши их сараев были тесовыми.

Хазий от переживаний и тяжёлой работы скоро умер. Много горя хлебнула Гашура после смерти мужа. Но было в её жизни и счастье. Вышла она замуж за вдовца — портного Багаутдина, который ездил по деревням и обшивал состоятельных людей. К сожалению, он рано умер в результате трагической случайности. Гашура тяжело переживала его смерть и говорила, что семь лет семейной жизни с ним промелькнули для неё, как семь дней.

До конца своей жизни Гашура жила в семье младшего сына Абдуллаяна и снохи Тагиры. По воспоминаниям Тагиры, свекровью она была лютой. Родители свою первую дочь хотели назвать Розой, но именно бабушка настояла на имени Хажара, пригрозив, что не будет нянчиться с ребёнком. А так как декретного отпуска тогда не давали, сын и сноха пошли на уступки. Тагира работала учителем начальных классов, и Гашура на период кормления приносила внучку в школу. Благодаря Гашуре всё население Алегазово было преимущественно верующим. Сельчане отмечали религиозные праздники,старушки ходили друг к другу в гости, угощали сладостями детей.

Сыновья Хазия и Гашуры приняли новую жизнь, наступившую после революции, но в душе таили боль за прошлое своих предков. Все они участники Великой Отечественной войны, создали свои семьи, всегда поддерживали друг друга, были добрыми и трудолюбивыми, порядочными, заботливыми семьянинами.

Похоронены Гашура, Хазий и их дети в Алегазово. В детстве Хажара знала места захоронения бабушки и деда, но так как на мусульманских кладбищах не принято было ставить оградки и памятники, со временем всё сравнялось с землёй. 

Дорогами лихолетья

Второй муж Гашуры, Багаутдин, был женат несколько раз. От первого брака у него родилась дочь Файза. Однажды в поисках заказов, переезжая от деревни к деревне, Багаутдин попал в дом к Абубакиру. Он был представителем богатого рода, его отец и шесть братьев были самыми зажиточными, имели много земли, разводили пчёл. Абубакир воевал на полях Первой мировой войны, после войны овдовел. В качестве трофея он привёз скрипку, на которой хорошо играл и пел. Багаутдин любил слушать, как поёт Абубакир. Однажды он скинул шапку с головы и сказал: «Если ещё раз сыграешь, и я заплачу, отдам  замуж за тебя свою дочь». Абубакир сыграл, и Багаутдин отдал вдовцу с двумя детьми свою 15-летнюю дочь Файзу. После первой ночи Абубакир попросил молодую жену принести ему сапоги. Файза один сапог принесла, а второй никак не могла найти. Тогда Абубакир признался, что  у него нет одной ноги: он вернулся с фронта инвалидом. Ему было 34 года. От Абубакира Файза родила девятерых детей. Она прожила до 95 лет. Бабушка Файза была оптимистична, жизнерадостна, а читать Коран её научила бабушка Гашура.

В годы раскулачивания всех братьев Абубакира забрали на шахты Ирбита. Когда пришли раскулачивать его самого, вся деревня встала на защиту. В голодные годы он раздавал пшеницу, выставлял фляги с мёдом за ворота, люди ели мёд и запивали водой. Хажара пишет:

«У моего деда Абубакира были золотые руки, он умел делать красивые шкафы, столы, стулья. Один стол до сих пор стоит в нашем доме на Перевозе». 

Пример, достойный подражания

Хажара Абдуллаяновна написала и о своих родителях. Абдуллаян Хазиевич Сулейманов на фронте был артиллеристом, награжден медалью «За отвагу». В одном из боёв был тяжело ранен, ему оторвало правое плечо. Он не подавал признаков жизни и его положили вместе с мертвыми. Но когда тела готовили к захоронению, Абдуллаян застонал. Хажара благодарна тем людям, кто обратил на это внимание, а врачи вернули его к жизни. После войны Абдуллаян поступил в сельскохозяйственный техникум, успешно защитил диплом, получил специальность агронома. Тагира помогала и поддерживала его. Затем он работал председателем совхоза, заместителем директора зернового пункта в Ункурде. Построил дом, хотя каждое движение вызывало боль, порой от боли он стонал и во сне.

Тагира Абубакировна Сулейманова начинала свою педагогическую деятельность в Алегазово. По мере того, как в малых деревнях в связи с оптимизацией закрывались школы, она трудилась в начальных школах деревень Чулпан (Горшенина) и Перевоз. В последние годы до пенсии преподавала в Араслановской СОШ.

В заключение Хажара Абдуллаяновна пишет:

«Наши предки были жизнелюбы, оставили память о себе в своих детях, внуках и правнуках, в орденах и медалях».

Х. А. Гайнетдинова окончила среднюю школу № 1 Нязепетровска, Елабужский педагогический институт, по образованию филолог — учитель родного (татарского) и русского языка и литературы.

Подготовила Наталья СМИРНОВА

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *