О том, как технический прогресс повлиял на развитие кинопоказа в Нязепетровске, рассказала С. М. Самохина, посвятившая пропаганде кинематографа практически полвека. Своим учителем и наставником Софья Михайловна называет киномеханика из пос. Новая Уфа В. М. Синицына — технически грамотного и любящего своё дело специалиста.

История, участницей которой стала Софья Михайловна, началась в 1975 году, когда она по окончании Ростовского кинотехникума приехала по распределению в Нязепетровск. Работала техническим руководителем, инженером, директором киносети. На тот момент киносеть имела 30 киноустановок и 2-зальный кинотеатр, размещавшийся в здании церкви. Киноустановки находились практически в каждой деревне, был свой штат киномехаников, кассиров. По истечении срока службы аппаратуру меняли. В середине 1980-х годов перешли на полуавтоматический кинопоказ, что значительно улучшило качество демонстрации фильмов. Работали стабильно, в период плановой экономики всегда были в числе передовых.

Софья Михайловна вспоминает, что как молодой специалист она стремилась внести технические усовершенствования. Так, по окончании сеансов, чтобы не допустить простоя, с киномехаником Саматом Гавнитдиновым в нижнем зале кинотеатра меняли дуговые электрические лампы на ксеноновые.

С годами модернизировались кинопроекторы, внедрялась автоматика. Наш кинотеатр одним из первых в области, после определённых модификаций, проводил показы фильмов в 3D-формате.

«Когда появились видеомагнитофоны, зрителей поубавилось», — говорит Софья Михайловна.

В 1993 году кинотеатру был выделен видеомагнитофон. К этому времени в нижнем зале проходили церковные службы, а в фойе на первом этаже отделили помещение для видеосалона, в зале на 50 мест демонстрировали зарубежные фильмы. Софья Михайловна считала такое соседство недопустимым, но таковы были переходные времена. В 1995 году кинотеатр перевели в дом культуры, приобрели новые киноустановки.

— Несмотря на сложные времена, старались делать выручку. Привлекали школьников, студентов, организовывая для них тематические кинолектории. Уровень кинообслуживания у нас по сравнению с другими муниципальными районами всегда был высокий, — отмечает С. М. Самохина.

Начиная с 2014 года российские кинематографисты перестали снимать фильмы на плёнку. РДК в течение 2015 года ещё показывал старые фильмы, а в селах — дополнительно год. Таким образом старались сохранить рабочие места киномехаников. Когда в 2016 году приобрели DVD-аппаратуру и приступили к демонтажу киноустановок, испытывали сомнения и неизвестность.

«Было жаль, ведь прощались с целой эпохой», — говорит Софья Михайловна.

DVD-аппаратура позволила демонстрировать фильмы с диска, флешки.

В 2018 году кинозал РДК перешёл на цифровой показ фильмов, что имело огромные преимущества. Снимать фильм на плёнку было длительным и затратным процессом. Трудоёмким являлся и процесс доставки бобин из Кыштыма, и работа киномехаников. В прокат доставляли одну копию фильма на несколько городов и районов, поэтому до Нязепетровска новая кинокартина доходила через 6 — 7 недель, а в село и вовсе через полгода. Сегодня демонстрация нового фильма в Нязепетровске проходит в один день с премьерным показом в Москве. У кинопленки есть свой срок годности, а фильм, скачанный на флешку, может использоваться вечно. Цифровой фильм имеет высокое качество изображения, в зале установлена система объемного звука.

«Восприятие фильма на большом экране, в окружении зрителей имеет более сильный эмоциональный эффект», — убеждена Софья Михайловна.

Наталья СМИРНОВА

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *