Женщины-труженицы тыла в годы Великой Отечественной войны кормили и одевали защитников Родины, растили детей, переживали за мужей, ушедших на фронт.
Когда началась война, А. М. Садовой (Корлыхановой) было пять лет, а ее сестрёнке Насте три года. Их родители в 1936 году, вследствие проводимой в стране коллективизации, переехали из села Ногуши Белокатайского района в Ункурду. Михаил Васильевич и Екатерина Яковлевна (на фото) устроились работать в колхоз, поселились в маленьком домике, где стояла печь, а из мебели — лавки вдоль стен, стол и кровать. Из «роскоши» были фикус и большой куст чайной розы.
В памяти Анны Михайловны и сегодня живы эпизоды довоенного времени — помнит солнечное утро и голос отца, как ездила с ним на мельницу. Помнит большое застолье в доме: все стряпали пельмени, кто-то раскатывал сочни, а отец лепил, затем пельмени варили. Дети наблюдали за происходящим с печи. А. М. Садова связывает это событие с проводами отца на фронт. Она помнит, как на следующий день, оставив детей на попечение родственницы, отец и провожавшие его люди двинулись на призывной пункт. «Тогда мы ещё не понимали, что происходит, но, видно, передалось общее настроение людей, и мы очень сильно плакали», — вспоминает Анна Михайловна. Это было в июле 1941 года, а в сентябре М. В. Корлыханов погиб. После войны Николай Митрофанов, находившийся рядом с отцом в момент его гибели, рассказывал, что на населённый пункт, где они дислоцировались под Ленинградом, был совершён удар с воздуха. Самолёты летели тучей, место удара было превращено в сплошное месиво.
В годы войны Екатерина Яковлевна с утра, взяв лопату или вилы, а в пору сенокоса косу-литовку, уходила на работу в поле. Для тех, кто трудился в колхозе, было организовано бесплатное питание, за трудодни выдавали муку или зерно. Екатерина Яковлевна работала и на колхозном огороде, выращивая овощи для общественной столовой. Она держала и своё хозяйство: корову, подростка, овец, птицу. С хозяйства в помощь фронту сдавала налог в виде масла, мяса, шерсти, яиц. Чтобы заработать «живые» деньги, продавала картофель, выращенный на своем огороде. Огребать и копать картофель Екатерина Яковлевна нанимала людей, расчёт производился в счёт урожая. Накапывали до 1000 ведер картофеля, который был основным в питании. Им также кормили скотину, его продавали, выменивали на вещи. Анна Михайловна вспоминает, что мама не скупилась: взвесив ведро, затем наполняла его с горкой. Поэтому люди приезжали из Чусовой, Бакала, один увозил на санках мешками, другой уносил ведрами.
— Мы с сестрёнкой во время пахоты помогали раскидывать картофель, — говорит Анна Михайловна. — Обыкновенно с ранней весны и до поздней осени ходили босиком, особенно на огороде. Только на работу в поле и лес надевали лапти или чуни из лыка.
Особенно тяжело пришлось в войну семьям эвакуированных. По свидетельству Анны Михайловны, их в Ункурде было много. Она хорошо помнит тех, что поселили в избушке по соседству с ними: две женщины, у каждой по трое малолетних детей. Спасаясь от войны, они приехали без какого-либо багажа, в чём есть. Хлеб, выдаваемый ежедневно по норме, — вот и всё, на что они могли рассчитывать. Анна Михайловна была свидетелем того, как её мама, сварив котелок картошки и налив в кринку обрат, несла детям, когда женщины уходили на работу.
Во время весенне-полевых работ Екатерина Яковлевна трудилась на сеялке, осваивала первую изобретенную в МТС картофелесажалку, работала скотником на ферме. Оставшись в тридцать лет вдовой, она отказывалась от предложения выйти замуж, опасаясь, что отчим будет обижать её девочек.
«Мама не скупилась на ласку, но и была строгой, ослушаться её нельзя было», — вспоминает А. М. Садова.
Обе дочери получили образование: Анна Михайловна, окончив лесную школу, работала помощником лесничего в Ильинском лесничестве, Анастасия Михайловна по направлению колхоза училась в Челябинске на овощевода.
В прошлом году внук Анастасии Михайловны — учитель истории из Кыштыма О. М. Подомарёв — в составе делегации Челябинской области доставил на «Невский пяточок», где была установлена памятная стела воинам-южноуральцам, погибшим в боях на Ленинградском фронте, южноуральскую землю.
Наталья СМИРНОВА