2 февраля 2023 года отмечалось 80-летие разгрома советскими войсками  немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Это было одно из кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, в котором принимали участие и жители Нязепетровского района.

На счету — 30 боевых вылетов

В мае 1941 года восемнадцатилетний Леонид Слесарев поступил в лётную школу г. Кургана. В связи со сложной обстановкой на фронте, где немец рвался к Волге, все лётные школы, расположенные на западе страны, были расформированы, а курсанты отправлены в пехоту. В Курганском училище курс лётной подготовки был сокращен до минимума, курсанты получили специальность пилотов гражданской авиации. Далее их направили в Вольскую военную авиационную школу механиков, где готовили специалистов по эксплуатации самолётов. Как вспоминал Леонид Степанович, здесь они пережили сильный голод и холод. Через полгода обучения он получил аттестат, в котором были только оценки «хорошо» и «отлично», и военно-учетную специальность «механик».

1945 год. Чехословакия. Л. С. Слесарев — справа

Выпускников школы отправили под Сталинград, на станцию Михайловскую, где располагался 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк. В обязанности механиков входили ремонт самолётов и их подготовка к полёту, приходилось и летать в качестве стрелка-радиста. «Пришёл самолёт, а стрелок-радист погиб — садишься вместо погибшего и выполняешь боевое задание», — рассказывал Леонид Степанович, на счету которого было 30 боевых вылетов.

В 1943 году за отличное выполнение боевых заданий в качестве стрелка-радиста Л. С. Слесарев был награжден орденом Красной Звезды. Он вспоминал об одной удачной операции с его участием, когда под Краматорском был уничтожен фашистский аэродром вместе с продовольственными складами и бензохранилищами: «Наших экипажей было 8, а самолётов на аэродроме 55, и не дали подняться в воздух ни одному самолёту».

В 1944 году 93-му гвардейскому штурмовому авиационному полку было присвоено почётное наименование «Рава-Русский» ордена Богдана Хмельницкого II cтепени штурмовой авиационный полк. В составе этого формирования Леонид Степанович прошёл всю войну и был демобилизован только в феврале 1948 года.

 

«Отстояли Волгу-матушку»

В составе второго батальона 967-го стрелкового полка 273-й Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии в боях под Сталинградом участвовал П. И. Феоктистов. Его воспоминания были опубликованы в газете «Заря» в 1983 году.

30 августа 1942 года полк, в составе которого воевал Петр Иванович, выгрузился на станции Иловля, которая находилась в 50 — 60 км от Сталинграда. Он вспоминал, что в направлении Сталинграда видны были отблески пожаров и слышны отдалённые звуки разрывов тяжёлых снарядов и бомб. От станции совершили 40-километровый ночной переход и стали сосредотачиваться за валом Анны Иоановны (оборонительная линия Российской империи), в километре от совхоза «Котлубань».

«Закопались в землю, замаскировались, — рассказывал Петр Иванович. —  Здесь нас ознакомили с приказом № 227 Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Он гласил: «Ни шагу назад!». Позади позиций встали заградительные отряды».

Господство немецкой авиации в воздухе не давало возможности обеспечить нормальный подвоз боеприпасов, продуктов питания и воды. А погода стояла жаркая, больше всего солдат мучила жажда. Рано утром 6 сентября полк получил приказ выдвинуться на рубеж для атаки. В воздухе повисла «рама» (немецкий самолёт-разведчик — прим. ред.)  и корректировала огонь немецкой артиллерии и минометов.

«Нашей роте, как говорится, повезло в этот раз. Мы двигались в низине балки (оврага). Снаряды летели через нас. Когда же поднялись на высоту балки и пошли в атаку, противник открыл по нам мощный огонь из миномётов и пулемётов», — рассказывал Петр Иванович.

Атака роты почти захлебнулась. Видя задержку, большая группа фашистских солдат, непрерывно строча из автоматов, при поддержке четырёх танков пошла в наступление. В этот момент реактивные снаряды «Катюш» накрыли противника. Воспользовавшись этим, рота вновь пошла в атаку и овладела высотой, из-за которой наступали немцы. Противник не смирился с потерей высоты и после основательной обработки позиций советских войск артиллерийско-минометным огнём вновь пошёл в контрнаступление. И эту атаку наши солдаты отразили. Но из-за отсутствия достаточного количества боеприпасов и усталости солдат наступление полка было приостановлено. Потери были очень большими, от взвода Петра Ивановича из 36 человек остался только 21.

1987 год. П. И. Феоктистов у памятника погибшим нязепетровцам

Последующие дни обе стороны вели разведку, время от времени вспыхивали артиллерийские дуэли. «Числа 10 сентября, примерно в час ночи, нас подняли в ночную атаку. Она удалась, и наш полк вышел к населенному пункту Самофаловка», — продолжал свое повествование Петр Иванович. Но утром противник пришёл в себя, подтянул резервы, и наступление было приостановлено, вновь стали окапываться. В течение нескольких дней советские и немецкие войска неоднократно вели наступление, но безуспешно. Обе стороны несли большие потери, теперь от взвода оставалось только 14 человек. Ранним утром 20 сентября остатки взвода подняли в наступление. Осколком снаряда Петр Иванович был тяжело ранен, эвакуирован в тыл. По Волге его довезли до Ульяновска, а затем отправили в г. Бийск Алтайского края на длительное лечение.

«Вспоминая сейчас те дни, не верю самому себе, что всё это было на самом деле, что это не кошмарный сон. Много наших солдат осталось лежать в сталинградской земле, но Волгу-матушку отстояли», — говорил П. И. Феоктистов.

 

Подготовила Наталья СМИРНОВА

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *