24 июня исполнилось 70 лет с того дня, как мы, ученики 10 б класса Нязепетровской средней школы № 1 — единственной на то время в районе — получили аттестаты зрелости. В школе было всего два десятых класса.

10 б был «сборным» классом. В его состав наряду с ребятами из гамаюнской и семилетней школы № 27 были зачислены и мы, пятеро выпускников сельских семилетних школ, пожелавших продолжить свое образование в общеобразовательной школе: трое — из Гривенского сельского Совета, по одному — из Ункурдинского и Шемахинского.

Выпуск нашего 10 б считаю уникальным. И вот почему: ровно половина класса (11 человек) стали педагогами. Ни до, ни после в истории школы такого не было. Валя Бычкова, Тамара Бехтерева, Надя Боронина и я окончили физико-математический факультет, Галя Бобышева и Капа Подборцева стали филологами, Галя Лемтюгина окончила физкультурный факультет, Илья Ужегов, Лида Сапожникова, Нина Котова, Зоя Бозова получили образование в педучилищах.

Илья Иванович Ужегов с первого дня работы до пенсии учительствовал в своей родной деревне Беляево, не изменила своей родной школе и своей деревне Ситцева Капа Подборцева, всю свою трудовую жизнь преподавала математику в родной Гривенке Надя Боронина.

Инна Астахова окончила школу с золотой медалью и поступила в УПИ на факультет технической химии, после его окончания была направлена в г. Березники, он и стал ее вторым родным городом.

Юра Тынянов стал экономистом и долгие годы работал главным бухгалтером Кусинского машзавода.

Надя Крылова, Надежда Михайловна Беляева, — единственная за всю историю школы хирург!

Гриша Боронин стал единственным (тоже за всю историю школы) доморощенным директором нашего завода и 13 лет успешно руководил его коллективом. Именно под его руководством в 1988 году завод достиг наивысших показателей в производстве башенных кранов — 388 штук!

Ваш покорный слуга внес свой вклад в уникальность 10 б, став своеобразным рекордсменом среди первых руководителей Нязепетровского района. Интересным было начало этого пути, естественно, в комсомольском возрасте.

В районе нас, комсомольцев, тогда было около двух тысяч. В конце каждого года проводились отчетно-выборные конференции — хороший деловой праздник молодежи. Длились они, как правило, два дня. Численность делегатов от первичек диктовалась вместимостью зала заводского клуба — 200-250 человек.

В декабре 1956 года я был в числе делегатов. В начале второго дня работы конференции ко мне подошел первый секретарь райкома комсомола, ныне здравствующий Анатолий Александрович Сапожников и говорит:

«Нас с тобой приглашает к себе Акулинин Николай Петрович, первый секретарь райкома партии. Зачем, узнаем у него».

После приветствия первый говорит: «Бюро райкома намерено рекомендовать Вас для избрания вторым секретарем райкома комсомола. Как Вы на это смотрите?»

— Николай Петрович, таких вариантов в моей голове никогда не возникало и возникнуть не могло. Я живу в крохотной деревеньке, в ней 17 домов, около 80 жителей, а комсомолец я вообще там один. В райцентре живет 28 тысяч человек, а комсомольцев наверняка более тысячи. За мной нулевая поддержка, а за городским кандидатом — 999 человек.

— Но я знаю, — отвечает мне первый, — что Вы за год секретарства в Межевой оживили комсомольскую организацию, организовали молодежь на создание спортивной площадки. Теперь там есть подобие футбольного поля, турник, перекладина для шеста и каната, прыжковый сектор. В клубе появился драмкружок, шахматная секция, которая позволила команде вашего колхоза стать чемпионом района среди сельских шахматистов. На производстве создали комсомольско-молодежные коллективы. Все те, кому предстоит выбрать новое руководство районной комсомольской организации, будут об этом знать.

Против не было ни одного голоса.

Я был единственным из всех моих предшественников, кто прошел все ступени общественной работы в своем районе: секретарь комсомольской организации, второй, затем первый секретарь РК ВЛКСМ, зам. заведующего отделом в райкоме партии, секретарь парткома совхоза, первый зам. председателя райисполкома, Высшая партшкола с отличием, обком КПСС, второй секретарь РК КПСС, председатель райисполкома, первый секретарь РК КПСС.

25 лет избирался депутатом райсовета, два созыва был депутатом областного Совета, возглавлял там комиссию по соцзаконности, 30 лет входил в состав райкома партии, 18 лет был членом его бюро.

Стал единственным из выпускников школы № 1 и единственным сельским жителем района, которому было доверено высшее руководство в районе. На мою долю выпало стать составителем и основным автором «Энциклопедии Нязепетровского района».

Наш одноклассник Геннадий Сергеевич Быковский стал лауреатом Государственной премии СССР! Он окончил УПИ и 36 лет отработал на Ашинском металлургическом заводе, из них 19 — главным инженером. Создал технологию производства высокоточной ленты из магнитомягких сплавов, ленты с заданным коэффициентом расширения. В творческом активе Геннадия Сергеевича 30 авторских свидетельств на изобретение, касающихся технологии производств новых марок проката.

Кстати, лауреатом Ленинской премии, самой престижной в СССР по значению, самой крупной по денежному вознаграждению (2 — 3 годовых оклада награжденного), единственным за всю советскую историю района стал наш земляк А. А. Власов.

Родился Анатолий Андриянович в 1924 году на станции Нязепетровской, участник Великой Отечественной войны. В 1951 году окончил, как и Г. С. Быковский, металлургический факультет УПИ и был направлен работать на Челябинский металлургический завод. В 1954 году вступил в КПСС, в 1958 — 1962 гг. — заместитель заведующего, заведующий отделом тяжелой промышленности Челябинского обкома КПСС. С 1962 года — в аппарате ЦК КПСС, зав. сектором цветной металлургии.

Ленинская премия присуждена в 1966 году за разработку и внедрение технологии производства высококачественной стали с обработкой в ковше.

Мне довелось общаться с этим замечательным человеком. Будучи в Челябинске, он решил посетить родные места. Мы побывали с ним на улице Дзержинского, где он жил. Прошлись по цехам локомотивного депо. Анатолий Андриянович был очень азартным рыбаком, мне удалось организовать для него круиз на лесхозовском катере по водохранилищу, и он был в восторге от этого мероприятия.

…Приходит как-то ко мне, секретарю райкома партии, курирующему завод, директор завода В. К. Латыев:

«Василий Георгиевич, помогай! Завод «Динамо» уже многие месяцы срывает поставки малогабаритных электродвигателей, мы в результате выбиваемся из графика отгрузки. Поедем со мной к московским начальникам, поищем у них решения этой проблемы».

Вот мы у начальника главка, он приглашает своего главного инженера — ему поручено решать проблемные снабженческие вопросы.

— Помочь ничем не могу — двигателей не хватает всем крановым заводам главка.

— Но московские же крановые заводы планы выполняют, — говорю я ему.

— Да, я ведь на партучете стою в Москве. Не далее как вчера второй секретарь Московского горкома тов. Борисов заявил мне: «Копать тебе грядки на своем огороде, если московские стройки недополучат хотя бы один кран».

— Но вы же с Борисовым беззастенчиво обворовываете периферийные заводы! Почему нязепетровский рабочий класс должен страдать из-за того, что Вам не хочется копать свои грядки?

Инженер вспылил:

— Знаете что, молодой человек, идите Вы … в Куйбышев переулок (ЦК КПСС) и там рассказывайте про беды нязепетровского рабочего класса!

Через полчаса (именно столько пешего хода от главка до нужного мне здания ЦК) мы уже обнимаемся с Анатолием Андрияновичем.

Колесо выяснения причин проблемы закрутилось совсем с другой скоростью, в результате следы проблемы (нехватка стали) привели в Министерство цветной металлургии, и Анатолий Андриянович взял ее под свой контроль.

В. Г. СУББОТИН

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *