Супруги Н. А. и Н. Г. Копейкины, проживающие на улице Чернышевского, бережно хранят память о своих предках.
Это не только воспоминания об отдельных эпизодах из жизни родителей, бабушек и дедушек, но и сохранение предметов старины: мебели, рабочего инструмента, предметов домашнего обихода, доставшихся от двух семей — Лукиных и Копейкиных.
Надежда Андреевна показывает деревянную полку, которую заказывала её мама, на полке — гармонь в футляре, принадлежавшая свёкру, керосиновые лампы, старинные тяпки с медными ручками. Она знает происхождение, предназначение и историю каждой вещи и считает, что такие предметы были в каждом нязепетровском доме. В отличие от других они с супругом ничего не сдали в металлолом, не сожгли и не выбросили за ненадобностью, потому что каждая вещь — это напоминание о жизни дорогих им людей.
Лукины
Отец Надежды Андреевны родом из большой семьи Лукиных, которая проживала на улице Щербакова (Кабацкой) в старинном двухэтажном доме с большим подворьем. Его предки держали лавку и занимались извозом. Андрей Григорьевич прожил достойную жизнь — построил дом, вырастил детей, посадил сад. Вся его трудовая деятельность (как и его супруги, Елизаветы Захаровны) связана с железной дорогой. Надежда Андреевна показала большой плетёный чемодан, который она обнаружила на чердаке дома, забитом книгами о паровозах. В память о пребывании отца на фронте в семье хранится алюминиевая ложка.
К бережно хранимым предметам старины можно отнести и швейную машинку «Зингер», доставшуюся Н. А. Копейкиной в наследство от мамы. Отец Елизаветы Захаровны, Захар Самохин, до революции занимался предпринимательской деятельностью — продавал швейные машинки фирмы «Зингер». Машина и сегодня находится в рабочем состоянии, с её помощью Надежда Андреевна занимается лоскутным шитьем.
Ещё одно увлечение унаследовала Н. А. Копейкина от своих родителей — это любовь к садоводству. Сохранилась фотография, где её родители запечатлены как участники выставки садоводов-любителей, проводимой в 1960-х годах в клубе им. Кутасова.
Копейкины
О трудной судьбе рода Копейкиных напоминает старинный сепаратор российского производства. Он был приобретен дедом Николая Григорьевича Копейкина, проживавшим с семьёй на станции Ункурда. Семья деда в 1930-е годы считалась зажиточной и подлежала раскулачиванию. Дед, зная, что к нему придут, выкопал в подполе яму и спрятал туда сепаратор. У семьи забрали всё, что представляло ценность, в том числе и срубы для нового дома, увели со двора скот, а сепаратор не нашли. Семья подлежала выселению, но когда подводы с людьми уже подъезжали к Уфалею, их догнал нарочный — оказалось, что в Ункурде не осталось плотника-строителя, поэтому семью деда вернули на прежнее место жительства. Кстати, из срубов, которые забрали у семьи, была построена первая в Ункурде школа. Эту историю Надежде Андреевне поведал свёкор — Г. С. Копейкин, который перенял от отца тягу к различным ремеслам. Несмотря на то, что Григорий Сергеевич ещё подростком потерял ногу, он был примером для многих здоровых людей: водил машину, мотоцикл, держал скот, пасеку, плотничал, изготавливал вилы, грабли, бочки. Не было работы, которую он не смог бы делать. В память о деде в саду Копейкиных растут цветы в старых бочках, используемых в качестве вазонов, а на фасаде дома красуются наличники, изготовленные им.
В этой семье не померкнет память о прошлом, вот и сыновей своих супруги Копейкины назвали в честь дедов — Андреем и Григорием.
Наталья СМИРНОВА