История, символы, образы. У каждой территории они свои,   и главные их носители – люди.  С течением времени  они могут меняться, распространяться или исчезать. Но основа остается – ведь именно она делает нас теми, кем мы себя называем.

Кто ты?

Россиянин, уралец, нязепетровец, араслановец….  Когда мы используем эти слова, чтобы охарактеризовать себя, мы указываем на свою идентичность — принадлежность к определенной социокультурной группе.  А теперь подумайте, чем отличается, например,  нязепетровец от уфалейца? Что, кроме территории, отличает нас от жителей соседнего города?  Характеристики, которые вы назовете, составят культурный код – совокупность образов и ценностей, которые будут характеризовать менталитет тех, кто живет на определенной территории.

Слова и выражения

Одним из самых заметных проявлений идентичности является речь. Уральская скороговорка и «чеканье» резко отличаются от московского «оканья» и неторопливости. Диалектные слова и особенности произношения будут выдавать жителей разных  населенных пунктов даже в пределах одного района. Например, шемахинский говор с его особенными интонациями не похож на нязепетровский.     Зафиксировать эту составляющую культурного кода удалось Таисии Петровне Ильиной, которая собрала более 2000 местных слов в «Этнолингвистическом словаре нязепетровского говора».

Образы и символы

Визуально представить идентичность помогают образы и символы, которые значимы и важны  для жителей определенной местности.  Попробуйте в 3 словах-символах охарактеризовать наш город. Ели, краны, медведи?  Лес, река, рыба? Лось, Нязя, храм?  Какой набор получается у вас?

Изучением символики, которая понятна нязепетровцам и отличает их от жителей других территорий в последнее время занималось сразу несколько исследовательских групп. В 2019 году в рамках  проекта «Культурная мозаика малых город и сел» благотворительного фонда Тимченко в Нязепетровске работали специалисты компании «GreenPark», которые  готовили проект семейного парка на Еловом мысу. В 2020 году  символику  нашего города изучали специалисты группы компаний «Новая земля», которые разрабатывали проект набережной.   В 2021 году в Нязепетровск приезжали ведущий специалист центра культурных инициатив Московской области Д.Б. Ойнас и представители объединения «Хранители троп Урала». В 2022 году работу с  образами продолжили специалисты компании «Loccom» в рамках подготовки нового проекта для участия в федеральном конкурсе минстроя.

Результаты этой работы  — и не только этой – уже можно видеть на улицах нашего города.  Стела в форме ели на круговом движении в центре Нязепетровска;  мурал с лосем на Вайнера, 24;  надпись «Нязя» на городском пруду; деревянный медведь, который встречает всех въезжающих в город;  лось и дед Пихто на Еловом мысу; кран у районного дома культуры, единственная в мире кормушка для Йети…   Чего не хватает, так это качественного мерча – различных изделий с символикой Нязепетровска, которые можно было бы увезти с собой.

Обряды и обычаи

Еще одна составляющая культурного кода – обычаи. В отличие от символов, которые более или менее устойчивы и наоборот, прирастают новыми объектами, обычаи со сменой поколений теряются.  Мало где до сих пор справляют свадьбу, как в Нязепетровске – с битьем банок, гармошкой и частушками.

В сельских поселениях обычаи другие, не менее интересные. Там – свой культурный код.

Задачу сохранить его для следующих поколений поставила перед собой руководитель АНО «Седой Йети» В.В. Морозкина. В этом году некоммерческая организация первой в Нязепетровском районе выиграла грант фонда поддержки культурных инициатив с проектом «Без бергэ» («Мы вместе»). На базе Араслановского СДК будет создана  культурно-творческая интерактивная площадка, участницы фольклорного коллектива «Ляйсан» выступят в роли наставников, обучая молодежь ремеслам и традициям. Каждое мероприятие будет снято на видеокамеру и смонтировано в тематический ролик, а итогом проекта станут  два фильма, с которыми все желающие смогут ознакомиться на интернет-ресурсах.

 —  За те 20 лет, что я сними знакома, они многое стали забывать. Уходят женщины старшего возраста, и современное видение обычаев и традиций —  оно другое. Очень много упущено, теряется связь поколений. Пройдет время, и мы можем вообще потерять эту часть культуры, — рассказывает Вера Владимировна. – Сначала мы думали выпустить книгу, но потом решили что пока  живы-здоровы носители традиций, мы можем снять видео.  Мы все знаем праздник Сабантуй, но ведь подготовка к нему  — это тоже особый обряд. Свадьба – это тоже особые обычаи.

Начнется проект с простых мероприятий — мастер-классов и изучения истории села. Первое мероприятие состоится уже 7 октября.

Паблик-арт

С тем, как строится работа с культурным кодом в соседних районах, нязепетровские журналисты смогли познакомиться в рамках инфо-тура, организованного отделом продвижения департамента креативных индустрий АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области».

В Кыштыме  свои символы, один из самых известных –  Белый дом, усадьба заводовладельцев Демидовых.  Сейчас над старинным особняком работает команда реконструкторов – на восстановление памятника архитектуры федерального значения было выделено 850 млн рублей из федерального, областного и местного бюджетов.

Планируется, что после завершения работ здесь будет работать музей.  Рядом с Белым домом – еще несколько интересных исторических объектов: чугунный фонтан, старинное здание заводуправления, арка…   Рядом с наследием прошлого – новые арт-объекты. Их в рамках Молодежной школы паблик-арта под руководством профессиональных художников группы «Фрукты»  создали ребята, которые занимаются в местных художественных школах.

 — Мы предоставили площадку для высказывания самим жителям города, — рассказывает куратор Уральской индустриальной биеннале современного искусства Дарья Маликова. – Нам важно было показать, что не нужно ждать кого-то извне, кто придет и сделает интересно, а можно своими простыми  средствами  менять городскую среду, что современное искусство может стать инструментов если не трансформации, то по крайне мере насыщения городской среды какими-то новыми интересными объектами.

Мы пообщались с Даниилом Чебуриным, автором одного из арт-объектов – нарисованного на ступенях дома детского творчества клубка красных ниток.

 — Это здание и прилегающая к нему лестница всегда служило целям образования, здесь переплетены судьбы многих людей, поколений. С порога  выкатился клубок, и он раскатился, показывая историю, которая связана с людьми, которые были связаны с этим местом.  Эта история не закончена и будет продолжаться, но нить, которая нарисована на ступенях, постепенно будет стираться, как уходят из жизни люди и целые поколения, — рассказал он.

Всего в рамках молодежной школы было создано 8 объектов, найти их можно как на центральных улицах, так и во дворах Кыштыма.

Место и историей

У пос. Сокол Каслинского района история совсем другая. В  1930-х годах здесь, на красивейших берегах озера Сунгуль, построили санаторий для работников НКВД. В годы Великой Отечественной войны он стал госпиталем, а после – общежитием для ученых-атомщиков.

В 1946 году была создана секретная «Лаборатория Б», сотрудники которой занимались изучением влияния радиации на живые организмы. В середине  50-х годов лабораторный комплекс передали в ведение секретного института, который занимался разработкой ядерных зарядов.

Постепенно лаборатории перевели на специально построенные промышленные площадки, поселок пришел в запустение.

Простоявшее более 10 лет пустым здание бывшего общежития приглянулось бизнесмену Алексею Липатникову.  Сначала здесь хотели сделать детский лагерь, потом организовали игры в лазертаг. Пока дети бегали по территории, Алексей  рассказывал взрослым уникальную историю этого места. Так родилась идея арт-проекта. Поселок Сокол стал частью программы арт-резиденций Уральской биеннале современного искусств. Художник Павел Отдельнов превратил второй этаж бывшего общежития ученых в арт- пространство. В 21 комнате  инсталляции  рассказывают о развитии атомной науки и невероятной цене, которую за эти знания пришлось заплатить людям.

А в этом году территория поселка стала местом действия иммерсивного аудиоспектакля.  В его основе — мемуары химика, ученого-биолога, доктора  биологических наук Аргенты Титляновой. Аргента приехала в Сокол, когда ей было 23 года, сразу после окончания специального химического факультета.  Сегодня ей 94 года. В аудиоспектакле  звучит и ее голос, и голос молодой девушки, которая рассказывает  о том, как жили и работали ученые на важнейшем стратегическом объекте.

Лаборатория арт-резиденций биеннале в Челябинской области реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

Людмила МЕЛАШИЧ

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *