Татьяна Юрьевна Давыдова — учитель русской словесности в средней школе № 3. Общий стаж работы — 36 лет. Окончив десять классов, юная Татьяна пришла сюда работать старшей пионервожатой.
— Нина Константиновна Похвалина, будучи в ту пору директором школы, как-то сразу предложила мне поступать учиться заочно в педагогический институт на филологический факультет, — говорит Татьяна Юрьевна. — Я согласилась, но сначала раздумывала: поступать на филфак или на учителя начальных классов? Хорошенько обсудив эту тему со старшей сестрой, я приняла решение поступать на филологический факультет пединститута на заочное отделение. И нисколько об этом не жалею.
— В Вашей семье уже были педагоги?
— Мама у меня была фельдшером-акушером, много лет проработала на скорой помощи, папа — инженер. А вот сестра выучилась на специалиста по дошкольному образованию. Кстати, многие мои одноклассники пошли учиться именно в пединститут, и я в том числе. Когда я уже отучилась три курса, Нина Константиновна начала давать мне вести уроки. Так я работала и оканчивала институт. Поэтому у меня не было такого, как у студентов-очников, когда они приходят после института на работу, и их взгляд на профессию меняется, ожидание от профессии и реальность не совпадают. Я училась и работала одновременно и видела жизнь школы изнутри.
— Чем отличается новое поколение учеников от предыдущих?
— Сегодняшние ученики более раскованные, более самостоятельные, они не боятся спросить, не боятся высказать свою точку зрения. Раньше ученики были скромнее что ли… Сейчас они более раскрепощённые, даже, я бы сказала, излишне.
— Раньше, говорят, дети были более начитанными, много читали, а теперь мало кто этим «грешит». Так ли это?
— Это правда. Ребята приходили в десятый класс, и из класса, может, человека два-три не читали «Войну и мир». Остальные все читали! И с ними было интересно поговорить, у них было нестандартное мышление, а теперь ученики берут всё из интернета. И не читают… к сожалению.
— Говорят, даже двоечники друг у друга книжки брали.
— Да, читали, знали сюжет, могли проанализировать, а теперь очень сложно с этим.
— Сейчас только ленивый, наверное, не ругает ЕГЭ. Вы тоже ругаете? На пользу он детям или больше имеет недостатков?
— ЕГЭ даёт возможность детям поступить в вуз, не сдавая дополнительных экзаменов. Причём в вуз любой, не только в Челябинске, Екатеринбурге, но и в любом регионе, в том числе в столичных городах. Но мне кажется, устный предмет нужно сдавать всё-таки устно, чтобы развивалась речь. Когда раньше ребята сдавали устно литературу, историю, они учили билеты и продумывали, как и что будут говорить экзаменационной комиссии. А сейчас у детей много слов-сорняков и высказать свою точку зрения они зачастую не могут. Я считаю, что подготовка к устному экзамену — это развитие речи.
— Татьяна Юрьевна, есть у Вас лично какая-то любимая тема (по литературе, конечно), что, когда она на подходе к изучению с ребятами, руки потереть от удовольствия хочется?
— Я люблю работать с произведениями Достоевского. Когда начинаешь работать с тем же «Преступлением и наказанием» — там же глубина, там психологические моменты, — ребята заинтересовываются и начинают рассуждать. Мне нравится Булгаков с его «Мастером и Маргаритой». Там всего много: и библейская тема, и любовная, тема жизни вообще. Ребята начинают проявлять интерес и читают.
— Вы не считаете, что школьная программа по литературе слишком сложная? Есть сторонники такого мнения, что ребёнку сложно воспринимать, допустим, «Евгения Онегина» в девятом классе в силу своего юного возраста, незрелости, что и остальные произведения тоже трудны для восприятия. Это, мол, отбивает у ребёнка охоту к чтению.
— Если дети «Войну и мир» не прочитают в школе, они её потом никогда не прочитают и не будут знать элементарных вещей. Может, кто-то и прочитает, но это будут единицы. Есть, конечно, трудные для их восприятия, понимания произведения. Тема гражданской войны для них сложна. Сейчас вот в 11 классе «Конармия» Исаака Бабеля. У него своя точка зрения была на революцию, гражданскую войну, на отряд Будённого (Бабель видел всё это воочию). Но они, опять же, не все читают это.
— Ваш любимый писатель?
— Люблю работать с Достоевским, Булгаковым, Толстым.
— Вы ведёте свой предмет с 5 по 11 классы. С кем Вам больше нравится работать — с маленькими или…
— С ребятами постарше — 9-й, 10-й, 11-й классы. С ними интереснее.
В преддверии Дня учителя поздравляем Татьяну Юрьевну и её коллег с профессиональным праздником! Желаем послушных и усердных учеников, благодарных родителей, щедрого начальства! Терпения вам и благополучия!
Марина ЖУРАВЛЕВА