Р9А в парке Москвы

Никогда не угадать, что может ожидать человека на его жизненном пути. Бывший машинист локомотивного депо, а ныне человек почтенного возраста — Валентин Васильевич Самохин зашел к нам в редакцию совсем по иному поводу, но, как оказалось, он человек интереснейшей судьбы.

 

Отец дорогу строил

Валентин Васильевич родом из семьи железнодорожников. Его отец, Самохин Василий Филиппович, в 1914 году участвовал в строительстве железнодорожной ветки в окрестностях Нязепетровска, награжден Орденом Ленина и знаком «Почетный железнодорожник».

В те годы был такой указ: у кого имелась телега, лошадь или бык, должны были отработать на отсыпке основания железной дороги. Рельеф у нас сложный, но техники в те годы не было — все железнодорожные насыпи засыпали вручную лопатами, — начал свой рассказ Валентин Васильевич.

Когда началась война, его отца мобилизовали, но, как и многих железнодорожников, вскоре вернули домой — они были нужны на местах. Василий Филиппович работал на станции Табуска, а в 1949 году его перевели мастером в Нязепетровск, где он вскоре стал старшим мастером.

Герой нашей публикации, Валентин Васильевич, родился в разгар войны — в 1942 году, а кроме него в семье было еще трое сыновей. Все четверо впоследствии стали железнодорожниками.

В 1959 году, сразу после окончания школы, Валентин Васильевич устроился в локомотивное депо слесарем. Отработал два года, получил первый разряд, и тут подошел срок идти в армию.

Секретная часть

Забрали юношу осенью того самого, космического 1961 года. Вместе с ним служить отправился и его хороший знакомый Володя с улицы Кутасова — Владимир Иванович Зотов. В Челябинске новобранцев посадили в поезд и повезли, а куда — не сказали. Офицеры хранили полное молчание, мол, привезем — увидите. Ехали долго, уж леса сменились степями. И вот, наконец, часть призывников, в числе которых были и нязепетровцы Валентин и Владимир, высадили на станции Тюра-Там, что в Казахстане. А затем посадили в автобус и в полном молчании повезли дальше.

— Едем по безлюдной степи, а дорога — прекрасный асфальт, с отворотами то вправо, то влево. Спрашиваем: куда они ведут, ведь ни одной деревни вокруг? А офицер лишь усмехается: потом узнаете! — вспоминает Валентин Васильевич.

Наконец приехали в войсковую часть: все огорожено, кругом что-то строят, а что — не говорят. Даже адрес для писем домой не сказали — нельзя! — только номер части. Чуть поодаль стоят большие белые палатки. «Это ваши казармы!» — говорят парням. На тот момент военный городок только строился. Уже имелись штаб части, столовая, корпус для офицеров, гаражи, а казармы новобранцам предстояло возвести самим.

О том, что они попали в ракетные войска стратегического назначения (РВСН), молодым бойцам вскоре сообщили. А вот где именно они находятся, узнали уже позже, однажды услышав в разговоре офицеров слово «Байконур»… Оказалось, что всего в десяти километрах от их части находится первый испытательный полигон, откуда полгода назад отправился в космос Юрий Гагарин!

Прямо в Тихий океан

Уже в то время Байконур включал в себя целую систему стартовых комплексов, где проходили испытания межконтинентальных баллистических ракет. Подготовкой к испытаниям и обслуживанием этих ракет и занимались служащие войсковых частей, расположенных поблизости.

Солдаты части под номером 44083, куда попали Валентин Самохин и Владимир Зотов, поначалу занималась подготовкой так называемой 75-й стартовой площадки — наземного стартового комплекса для испытаний ракеты МБР Р-9А, которую в части все называли 8К75. Буква «К» в названии ракеты означала, что ее разработал С. П. Королев. На тот момент ракета проходила летно-конструкторские испытания на другой площадке, но половина запусков были неудачными, поэтому потребовалось создать новые стартовые позиции.

— Когда нас первый раз привезли на 75-ю стартовую площадку, там уже вовсю кипела жизнь: шла установка оборудования, работали инженеры и конструкторы со всей страны. Нам сказали: «Отсюда вы будете стрелять в Тихий океан», — Валентин Васильевич говорит об этом так просто, будто стрелять ракетами в океан — дело самое что ни на есть обычное.

После распределения по специализациям Валентин и Владимир попали в разные отделения: Валентин — в заправочное, где учился заправлять ракету авиационным керосином. Специальные корпусы для заправки ракеты уже были построены в стороне от стартовой площадки. Неподалеку располагался и учебный корпус, где солдаты подразделения изучали ракету и обучались готовить ее к запуску напрямую у инженеров и конструкторов завода-изготовителя.

На простом, народном

Территория стартового комплекса была обнесена колючей проволокой, по периметру постоянно дежурила рота охраны с собаками. Однажды по пути из учебного корпуса солдаты увидели, как к воротам подъехал автобус, из которого вышел человек в обычной гражданской одежде и уверенно зашагал по дорожке. За ним в отдалении следовали офицеры. Все это было очень странно.

Валентин Васильевич как сейчас помнит тот момент:

— От удивления мы замедлили шаг, пытаясь понять, что происходит: такой секретный объект, а тут гражданский на стартовой площадке! А старший лейтенант нам вполголоса говорит: «Это генеральной конструктор нашей ракеты Сергей Павлович Королев!» Тут мы просто остолбенели! Мы были от него метрах в десяти! А он дошел до разветвления асфальтовой дорожки на наш учебный корпус и остановился. Спрашивает у офицеров: «А это что за бетонная дверь под землю рядом с учебным корпусом?» А офицеры говорят: «А это, Сергей Павлович, хранилище ядерных боеголовок для головной части ракеты». А он повернулся к ним и на простом, народном, так очень эмоционально говорит: «Да вы что, с ума сошли! Тут молодые ребята ходят мимо каждый день на учебу! Убрать немедленно!» Конечно, этот склад вскоре перенесли.

«Что-нибудь эдакое»

В 1962 году на 75-й площадке начались испытания ракеты. За время свой службы Валентин Васильевич был участником четырех запусков, не все из которых были удачными.

Перед стартом всех военных, готовивших ракету к запуску, увозили на автобусе в степь, где они наблюдали запуск из специальных забетонированных окопов. Запуск ракеты осуществляли офицеры. Они спускались в подземный центр управления полетами, дверь в который была расположена прямо на стартовой площадке на безопасном расстоянии от стартового стола.

— Нам с Володей, который служил здесь же, но в другом отделении, очень хотелось хоть раз увидеть что-нибудь эдакое, например, запуск ракеты с более близкого расстояния. Мы и додумались: после того как офицеры зайдут в переход, не побежим в автобус вместе со всеми, а ляжем на траву прямо за холмом с дверью и посмотрим запуск вблизи. Лежим, смотрим: вот ракета поднялась и вдруг — как рванет! И упала прямо на стартовый стол. Там огонь! Тут офицеры выскакивают, увидели нас, кричат: «А ну, быстрей отсюда!» Бежим и думаем: ну все, дисбат на два года… Но нас тогда только хорошенько отругали — из-за аварии всем было не до нас, — разводит руками наш герой.

После армии Валентин Васильевич вернулся в Нязепетровск, где его ждала родная «железка» и долгая и насыщенная трудовая жизнь.

Где-то далеко ракеты продолжали летать в Тихий океан, а в Нязепетровске на смену паровозам пришли тепловозы, железная дорога бурно развивалась, и Валентин Васильевич был нужен здесь, на своей малой родине. Машинистом тепловоза В. В. Самохин отработал тридцать пять лет и, как в свое время его отец, за свой труд был отмечен знаком «Почетный железнодорожник».

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *