В начале этой недели наши подписчики поделились фотографией необычной находки — кусочка тонкого металла в форме круга, на котором было выгравировано слово «Шемаха». Оказалось, что за редким сегодня артефактом скрывается целая эпоха.

Уральские горные заводы работали исключительно на древесном угле — он, в отличие от каменного, не содержал вредных для производства железа примесей. Лучшим считался обожженный кучным способом сосновый уголь — он не растрескивался в огне и давал нужную для ковки температуру. Следом по качеству шел еловый и пихтовый уголь, которые давали больше золы и меньше жара. Березовый уголь металлурги не любили из-за того, что он создавал в горне чересчур высокую температуру.

Производство железа было очень затратным процессом: чтобы выплавить пуд чугуна, нужно было заготовить 1,5-2 пуда древесного угля. Его производством занимались углежоги, или, как их еще называли, кабанщики — крестьяне, приписанные к заводу.

Как раз к тому времени, когда были построены металлургические заводы на Урале, на смену древнему ямному способу заготовления угля пришел более прогрессивный, кабанный.

В конце весны, управившись  с посевными работами, кабанщики с жёнами и детьми-подростками отправлялись в курени рубить дрова. Летом дрова сушили, а после окончания страды наступал самый ответственный момент — кладка, дернение и осыпка кабана. От того, насколько правильно будет сделана эта работа, зависело всё: получится ли крупный, прочный уголь хорошего качества, который примут на заводе, или останется одна зола. Выжиг продолжался 10-14 дней, иногда и больше, в зависимости от величины кабана. Все это время нужно было следить за ним — регулировать поступление воздуха в кучу малыми дозами, подправлять дернение. Чуть прозевал — многомесячная работа пойдёт прахом.

Готовый уголь по первому снегу вывозили в плетеных из ивового прута коробах на заводской склад. Один короб вмещал 20 пудов угля, а норма поставки — урок — составляла не менее 70 коробов на человека в год. Для учета сдаваемого угля сначала применяли берестяные печатки, которые делали на Екатеринбургском монетном дворе с железных клейм. Крестьянин собирал их в течение всего сезона, а затем обменивал на денежное вознаграждение.

Позже по указу Берг-коллегии угольные печатки начали чеканить из металла — в 1749 году Екатеринбургский монетный двор сделал их из меди для девятнадцати уральских предприятий. Всего было отчеканено 152358 штук. С появлением металлических угольных печаток расчеты с заводской конторой упростились: после того как углежог сдал короб угля, он получал один жетон, который хранил у себя до конца недели. В субботу жетоны сдавались в заводскую кассу и обменивались на деньги.

Обращение печаток строго учитывалось, чтобы избежать подделок, их ежегодно переплавляли, поэтому до наших дней дошли единичные экземпляры. Крупнейшие собрания угольных печаток принадлежат трем музеям — Свердловскому областному краеведческому музею, Государственному Эрмитажу и Государственному историческому музею.

Вот такую историю о непростом труде углежогов и огромной эпохе промышленного развития нашей страны может рассказать маленький кусочек металла.

Людмила МЕЛАШИЧ. При подготовке статьи использованы материалы портала ar.culture.ru

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *