Фото из личного архива Зили Самситдиновой

Работа художницы из Нязепетровска Зили Самситдиновой стала украшением арт-парка Острова Ершовы.

С Зилей Самситдиновой мы познакомились два года назад совершенно случайно. Она рисовала на набережной, и я не смогла пройти мимо — слишком необычное это явление для нашего маленького города.

После обучения на художественном отделении детской школы искусств Зиля поступила в ЧГАКИ на дизайн, а потом перевелась в КФУ (г. Казань), где окончила бакалавриат и магистратуру, параллельно работая. Спустя два года защитила диплом в международной школе дизайна (г. Москва) и сейчас постоянно живет в столице, но малую родину не забывает, регулярно приезжает в Нязепетровск.

Творчество Зили связано с современным искусством.

«Учусь я постоянно. Поэтому после пандемии решила обновить знания и получить квалификацию международного стандарта. Кроме того, мне очень интересно современное искусство, я хотела в нем разбираться, поэтому прошла обучение в Британской высшей школе дизайна в Москве», — рассказывала художница в интервью два года назад. Продолжает обучение она и сейчас. «Около года назад я решила заняться современной керамикой и в марте этого года завершила первое обучение в этом направлении в Британской высшей школе дизайна», — говорит Зиля.

В социальных сетях девушка увидела объявление о том, что на Островах Ершовых (арт-резиденция на оз. Сунгуль неподалеку от г. Касли — прим. авт.) будет проходить симпозиум по керамике, на котором художники создадут индивидуальные работы и коллективные скульптуры, и решила попробовать свои силы.

Каждый из художников привез свою идею будущей скульптуры. В первый день сформировались творческие команды.

«Моя идея показалась интересной Наталье Юдиной из Снежинска и Галине Пересторониной из Челябинска, и мы начали воплощать эскиз в жизнь, — рассказывает З. Самситдинова. — Помимо нашей рабочей группы было еще две, они работали над полностью керамической скульптурой, мы же решили сделать комбинированную, используя все имеющиеся возможности: Галина имеет навыки в сварке, Наталья работает с деревом, я непосредственно взяла на себя керамическую часть и общий вид работы».

Для каждой из скульптур построили большую, почти двухметровую дровяную печь, чтобы прямо на месте провести обжиг.

«Печи нагревали до 1300 градусов и в самый ответственный момент раскрывали: фигуры полыхали огнем, это выглядело очень эффектно в вечернее время. Затем работу закрывали обратно для естественного остывания», — рассказывает художница.

Скульптура, созданная по эскизу Зили Самситдиновой, называется «Шум в твоей голове».

«Состаренное дерево как хранитель традиций, теплые воспоминания, родственные связи… Керамическая масса изначально отсылает к первородной земле, основе жизни, а тонкая сетка из металла, раскрывающаяся к небесам, соединяет мысли и эмоции с силами свыше, дарит вдохновение и энергию. Пластиковые элементы в футуристичном виде намекают на стремление к новому, — объясняет художница свой замысел. — Работа напоминает силуэт головы человека с трансформацией формы в верхней ее части, указывая на способность выйти за пределы собственных ограничений и убеждений. Внешне это воспринимается как шум, мешающий двигаться и мыслить ясно. Швы, соединяющие части лица, символизируют необходимость собирать себя в моменты тяжелых ситуаций ради того, что действительно дорого, — близких людей, реализации своих собственных задач на эту жизнь. Помочь может наш внутренний голос, Бог, Будда. Его символ подвешен в центральной части композиции».

Кроме больших скульптур художники успели сделать индивидуальные работы по технологии раку: изделия нагревали в газовой печи до температуры 1050 градусов и затем раскаленными помещали в ямы с опилками без доступа кислорода. Такой способ дает интересные нерукотворные эффекты застывания глазури.

Людмила МЕЛАШИЧ

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *