Задача каждого педагога не просто вложить информацию в детские головы, а заинтересовать, увлечь, стать примером и наставником. Именно поэтому для каждого учителя его профессия, всегда больше, чем просто профессия. Это — образ жизни. Даже если профессиональный путь только начинается.
Учитель начальных классов Ункурдинской СОШ Мария Олеговна Шаравьева работает в школе только первый месяц, а у учителя истории и обществознания СОШ № 2 Максима Валерьевича Носова за плечами 28 лет преподавания в школе. Несмотря на разный педагогический стаж, их объединяет не только принадлежность одной профессиональной стезе, а прежде всего готовность отдавать себя детям.
Преданность профессии
Максим Валерьевич Носов пришел работать в школу в 1996 году, будучи студентом-заочником педагогического института. Историей он был глубоко увлечен еще со школьной скамьи, поэтому сомнений в выборе образования не было, но работать в школе не мечтал. Это случилось само собой, когда директор СОШ № 3 тех лет В. П. Батракова пригласила молодого человека на место ушедшего в декрет педагога. Проработав в школе № 3 три года, в 1999 году Максим Валерьевич перевелся в СОШ № 2, где и преподает до сих пор.
За долгие годы работы в школе Максиму Валерьевичу довелось преподавать не только историю и обществознание, но и такие предметы, как «Мировая художественная культура» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также социально-экономические дисциплины в Нязепетровском техникуме.
Во все времена учителя гуманитарного профиля стремились преподносить знания в как можно более увлекательной форме, ведь результат обучения по этим предметам напрямую зависит от интереса учащихся. В наш век информации заинтересовать школьников — задача не из легких.
— Сейчас у детей совершенно другое мышление, им сложно воспринимать устный рассказ и объяснения учителя, они привыкли воспринимать информацию визуально, но урок не может превращаться в просмотр видеороликов, поэтому приходится постоянно что-то придумывать, включать в рассказ как можно больше интересных фактов, — делится секретами педагог.
Был на профессиональном пути Максима Валерьевича и период сомнений, когда он решил отойти от преподавания, но через год снова вернулся за учительский стол — без детей стало скучно.
— Понял, что уже не могу жить другой жизнью, — школа мне ближе. Вернулся и не пожалел, даже несмотря на то, что сейчас работать в сфере образования с каждым годом все сложнее, — признается он.
Эффективность работы любого учителя — это достойное участие учеников в предметных олимпиадах и результаты ЕГЭ. У учеников М. В. Носова результаты всегда достойные, а предмет «Обществознание» — один из самых популярных для выбора на государственный экзамен.
— Максим Валерьевич имеет высшую педагогическую категорию, он глубоко знает свои предметы, очень занимательно выстраивает уроки, постоянно проводит правовые дни с участием представителей прокуратуры. Детям с ним интересно, — отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ № 2 Наталья Викторовна Павлова.
В связи с предстоящим Днем учителя многолетние заслуги Максима Валерьевича Носова на педагогическом поприще отмечены наградой — Почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области.
Главное — любить детей
Для Марии Олеговны Шаравьевой прошедший сентябрь стал первым месяцем работы в Укнкурдинской СОШ в качестве учителя начальных классов. Молодой педагог сама родом из Ункурды и после окончания Челябинского академического колледжа вернулась на малую родину, чтобы работать по специальности. И даже красный диплом, который, несомненно, дает широкие возможности для профессиональной реализации, не стал причиной для того, чтобы остаться жить в мегаполисе.
Работать учителем в родной школе Мария Олеговна мечтала еще с детства, вдохновившись примером своей первой учительницы Татьяны Владимировны Худяковой. Сейчас они коллеги, и опытный педагог всячески помогает своей бывшей ученице.
— Татьяна Владимировна — мой наставник, я часто советуюсь с ней и с другими учителями, меня во всем поддерживают, дают советы. У нас прекрасный коллектив, — говорит Мария Олеговна.
Во время обучения в колледже молодой специалист также получила дополнительное образование по профилю «Психолог-консультант», и сейчас это очень помогает ей в работе.
— Когда первоклашки стесняются выходить к доске, мы с ребятами все вместе аплодируем, я обязательно хвалю ребенка и дарю ему наклеечку, — рассказывает М. О. Шаравьева. Теплые отношения с детьми у нее сложились еще с прошлого года, когда она проходила практику.
Под началом Марии Олеговны обучаются сразу два класса, но небольших: семь первоклашек и четыре второклассника. В течение дня учителю приходится переключаться: пока один класс на физкультуре или уроке английского языка, она занимается с другим, но некоторые уроки совмещены. Подготовка к занятиям сразу на два класса занимает все оставшееся от уроков время, но Марию Олеговну это не удручает.
— Иной раз сижу за подготовкой до самой ночи, но мне это очень интересно, потому что мне нравится моя работа. Работать гораздо легче и интереснее, чем учиться. Я вижу, как дети стараются, и мне хочется стараться для них. На мой взгляд, главный залог успеха в работе учителя — это любовь к детям. У нас она — взаимная! — говорит педагог.
Работу в школе девушка будет совмещать с дальнейшим обучением на заочном отделении Челябинского педагогического университета. К двум специальностям у Марии Олеговны Шаравьевой добавиться третья — логопед-дефектолог.
Елена СЕВЕРИНА