Скоро будет двадцать лет, как учитель-логопед О. В. Лебедева занимается коррекцией речевых нарушений у воспитанников детского сада «Улыбка» Общий же её педагогический стаж вдвое больше, ведь до того, как стать логопедом, она работала учителем начальных классов в СОШ № 27.
«Сразу после окончания школы я поступила учиться на учителя начальных классов — в детстве я всегда играла в школу, а в роли учеников выступали куклы», — рассказывает Ольга Владимировна. Но иногда она примеряла на себя роль логопеда: в 1970-е как раз вышел фильм «По семейным обстоятельствам», где герой Ролана Быкова исправлял «фефекты ечи».
В 2000 году О. В. Лебедева поступила в Челябинский государственный педагогический университет и по его окончании получила еще одну профессию — учителя-логопеда.
«В ноябре 2004 года захотелось окунуться в логопедию и на практике подробнее узнать, что это такое. Я обратилась к заведующей детским садом «Улыбка» Людмиле Ивановне Веховой с вопросом, не нужен ли им логопед. На что она ответила: «Конечно!», и 1 декабря 2004 года я приступила к работе. В то время я продолжала работать в школе, а после сончаса приходила в детский сад. Я до сих пор помню этих детей. Что интересно — иногда не помню, как зовут детей, но хорошо помню, над какими звуками мы работали», — продолжает логопед.
Ольга Владимировна признается, что работать логопедом ей нравится так же, как и раньше учителем. Видеть счастливые глаза ребенка, когда у него получается звук, например, «р», «л», для нее это словно бальзам на душу! А еще она бывает счастлива, встретив после выпуска из детсада «сложного» ребенка, услышать его чистую речь. Но чтобы у ребенка начало получаться, надо немало потрудиться. А бывает и так, что, как ни бейся педагог и ни старайся ребенок, звуки не ставятся! Специалист считает, что иногда это передается ребенку на генном уровне.
«Еще бывает: поставили звук, автоматизировать не успели и ребенок уходит в школу. Поскольку он не всегда умеет контролировать свою речь, да и родители тоже не уделяют этому внимание, все наработанное забывается, — говорит Ольга Владимировна. — Поэтому родителям обязательно надо следить за поставленными звуками: я не всесильная, у меня нет волшебной палочки, а ребенок сам себя не слышит».
Детей с речевой задержкой, нуждающихся в помощи, по признанию педагога, в последнее время очень много.
«Раньше ребенок в возрасте одного года обычно начинал говорить, а сейчас в два-три года и даже на четвертом году жизни он плохо говорит. Когда я начинала работать, столько нарушений речи не было, — делится Ольга Владимировна. — Сейчас в группе из 25 человек «чистых» может быть только три. Каждый год у нас выпускается больше 20 человек. Представляете, сколько за двадцать лет через меня прошло детей?!»
— Профессия мне нравится еще и тем, что дети — они же такие непосредственные. Если радуются, то от души. Когда захожу в группу, они такими глазенками смотрят, кого же я возьму на занятия? И если возьму, то радуются: «Ура, я иду на занятия к логопеду!». У меня в кабинете много игр, но мы не только играем, но и учимся. Я им сразу говорю, над какими звуками мы работаем, что мы делаем. Детям очень нравится заниматься, и мне тоже.
Сейчас очень много различных гаджетов, телефонов. Двухлетний ребенок едет в коляске, а у него в руках уже телефон — лишь бы не кричал. Очень часто родители с этой же целью, как привели ребенка домой, сразу дали телефон в руки, чтобы он смотрел мультики. Это, конечно, тоже сказывается на речи ребенка, хотя есть дети, которые «сидят» в телефоне, но говорят хорошо. В этой связи хотелось бы порекомендовать родителям больше разговаривать с детьми. Идете с ребенком по улице — разговаривайте, обращайте внимание на машины, на дома, на растения; интересуйтесь, что делал ребенок в садике, с кем играл, что было на занятиях. Пересказывая, ребенок приучается говорить, а это очень важно! И пусть звуки сначала неправильные, главное, чтобы ребенок говорил.
Конечно, хочется помочь как можно большему количеству детей, особенно если родители заинтересованы, если ребенок сам хочет правильно говорить. В основном я занимаюсь с детьми в подготовительной к школе группе, но иногда беру трех-четырех «сложных» детей из средней группы. Провожу с ними индивидуальные, групповые занятия, на которых мы не только ставим звуки, учим правильно строить предложения, но и начинаем готовиться к обучению грамоте. Это делается для того, чтобы ребенок слышал звуки, чтобы он не пропускал гласные, чтобы он умел выделять из всего потока речи звуки, слова, строить предложения. Мы также учим отдельные буквы, складываем их в слоги и стараемся читать слова. Если есть помощь от родителей и ребенок отличается сообразительностью, то к концу года он хотя бы научится читать. Такому ребенку легче в школе, где он попадает в новую для него атмосферу.
Любимой профессии Ольга Владимировна отдается и в свободное от работы время. Если раньше она любила вязать и читать, то теперь ее хобби — слушать вебинары или смотреть занятия по логопедии. Вебинары О. В. Лебедева полюбила с 2020 года, когда переходили на дистанционную форму работы.
«Первое время я слушала все подряд: все вебинары и занятия. Мне это было очень интересно, я всегда любила учиться. Раньше мы учились по книгам, а сейчас каждый что-то сам придумывает, у каждого логопеда своя изюминка, и все это выставляется в интернете. У меня тоже есть свои наработки. Ну и, конечно, мы проходим всевозможные курсы».
У Ольги Владимировны налажен тесный контакт с коллегами из других детсадов. Несколько раз в год они встречаются на методических объединениях, а в случае проблемных ситуаций созваниваются по телефону.
«Девочки в других детских садах — молодцы!» — говорит она.
Н. В. Юнусова, заведуюшая детским садом «Улыбка»:
— Ольга Владимировна — активный участник районных семинаров и методических объединений. Она регулярно выступает на педсоветах с докладами по темам развития речи, делится опытом с молодыми коллегами, проводит открытые мероприятия. Большое внимание в своей работе она уделяет взаимодействию с семьями воспитанников. Ольга Владимировна пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Труд Ольги Владимировны в системе образования Нязепетровского района отмечен грамотой Министерства образования и науки Челябинской области, грамотой управления образования и благодарственным письмом. В 2008 году она стала лауреатом премии главы района.
Подготовила Зульфия ХАКИМОВА