Специалисты широкого профиля (слева направо) В. В. Суворов, А. В. Поздеев, В. Г. Даутов, С. П. Цыпышев, Е. Н. Поздеев

В преддверии профессионального праздника — Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности — наш корреспондент узнал, как обстоят дела в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Ташкиново».

СПК «Ташкиново» занимается молочным и мясным животноводством. Всего на сегодняшний день в хозяйстве насчитывается 313 голов крупного рогатого скота. Из маточного поголовья 109 молочных и 90 мясных коров, остальные — молодняк разных возрастов.

Ферма полностью обеспечивает себя кормами: сеет зерно — пшеницу, овес и ячмень — на площади в 190 га и многолетние травы, в основном клевер и тимофеевку, ими засевают 400 га земли. На сегодня работы в поле ещё не завершены — нужно до снега убрать с полей солому и скатать её в рулоны (в хозяйстве всё пригодится) да ещё вспахать зябь под будущий сев. Зерновые культуры, просушенные и отсортированные, уже засыпаны в хранилища. Зерно здесь выращивают исключительно фуражное, непригодное для выпечки хлеба — продовольственные сорта в наших краях не вызревают.

Коллектив СПК «Ташкиново», возглавляемый председателем Антониной Леонидовной Худалей, состоит из пяти механизаторов, бригадира полеводства, инженера-механика, двух скотников, двух доярок, лаборанта-приёмщика молока и бухгалтера. Но строгого разграничения трудовых обязанностей здесь никогда не бывает — по необходимости каждый выполняет любую работу, потому что кадров катастрофически не хватает.

Рынок сбыта продукции налажен — молоко полностью приобретает Месягутовский молочный комбинат, который сам осуществляет доставку, а мясо удается распродать в нашем округе по социальным объектам, в основном школам и детским садам. Но цены, по которым приходится реализовывать продукцию, коллектив совсем не радуют. Третий год стоимость одного литра молока составляет 32 рубля, в то время как цены на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и запчасти к технике повышались с тех пор не раз.

На вопрос, есть ли помощь предприятию от государства, А. Л. Худалей отвечает, что есть, но условия для её получения «просто кабальные» и к тому же постоянно добавляются. В этом году, например, СПК не смог получить субсидию из-за того, что у предприятия нет земли ни в собственности, ни в аренде, а это было обязательным условием для её получения.

— В 1992 году каждому взрослому жителю села выделили по 7,9 га земли, но земля эта осталась без выдела, то есть конкретными участками никого не наделили. Она где-то есть, но по факту её нет. Люди не выделяют эти паи земли, потому что не в состоянии её обрабатывать, а если не обрабатываешь — жди наказания. Межевание, регистрация — за всё ведь нужно платить. Поэтому мы не можем взять эту землю у односельчан, так как она находится непонятно где. И вот из-за этого мы не смогли в этом году получить господдержку, — говорит Антонина Леонидовна. — Дважды мы обращались в комитет управления муниципальным имуществом, но пока безрезультатно. Мы хотели бы, чтобы администрация взяла эти земли себе в собственность и сдавала нам в аренду, но этот вопрос тоже повис в воздухе.

В Нязепетровском округе сельхозпроизводителей осталось совсем немного, можно пересчитать по пальцам одной руки. СПК «Ташкиново» с каждым годом сокращает поголовье скота, а следовательно, и посевные площади. Одна из причин — нехватка человеческих ресурсов. Людей на селе мало, да и те большинство пенсионеры. Самому молодому работнику предприятия под сорок, и тот только один, всем остальным — за пятьдесят.

— Сделали бы на селе пенсионный возраст с шестидесяти лет, может, к нам бы люди ехали, — мечтает председатель. — А что? Мужчины в возрасте 40-45 лет отработали бы у нас до шестидесяти, а не как в городе — до шестидесяти пяти: до этих лет очень тяжело работать тому же трактористу, к примеру. От тех, кому за шестьдесят, нет хорошей отдачи.

В самый сезон работ зарплата рабочих составляет 35-40 тыс. рублей, в зимний период — и того меньше. Повысить зарплату пока нет никакой возможности — налоги, кредиты, плата за электроэнергию, покупка ГСМ, сельхозтехники и запчастей к ней, ветеринарные медикаменты и документы на качество продукции и другие расходы полностью съедают все средства. И разница между всеми этими оплатами и стоимостью молока, по которой оно реализовывается, растёт и растёт.

— Как бы мы ни сокращали свои расходы, как бы ни экономили, мы никак не можем вылезти из этого безденежья, — возмущается А. Л. Худалей. — Молокозавод сам устанавливает цены, а в ближайщей округе нет других закупщиков, и нам некуда деваться. Мы никому не можем диктовать условия, диктуют только нам, и мы не знаем, как выжить в этом мире. Хотя бы на пять рублей поднялась закупочная цена, уже было бы легче. Ведь все же поднимают цены с учётом инфляции! Молоко в магазине стоит в пределах сотни. Кто-то делает деньги, но только не тот, кто своим трудом производит.

Все сельчане хором жаловались на плохие дороги,  из-за которых привезти в Ташкинова что-либо — большая проблема.

«Хотели купить грабли, косилку, продавцы говорят, что к нам не поедут — дороги нет», — говорит один из них, а остальные поддакивают.

Также труженикам СПК «Ташкинова» обидно, что уже много лет на празднование Дня работника сельского хозяйства не приезжает никто из руководства, а на День района не приглашают никого из их деревни.

Есть у ташкиновцев ещё одна проблема, даже не проблема, а настоящее бедствие: по деревенским улицам разгуливают волки и держат в страхе всё местное население. Как стемнеет, они выходят из леса и начинают охоту на домашних животных — уже загрызли телёнка и с десяток овец. И так пока не рассветёт. В шесть утра доярки идут на работу и, естественно, боятся, а ведь скоро светать будет значительно позже. Кроме того, дети садятся на школьный автобус практически в безлюдном месте, и родители очень переживают по этому поводу. Некоторым местным жителям довелось повстречаться с хищниками лицом к лицу, и люди отметили, что волки и ухом не повели в присутствии человека. Собаки, почуяв зверя, сразу затихают и поджимают хвосты. Был случай, когда пастух на лошади выгнал из загона скотину, и всю дорогу до пастбища волк шёл за ними следом. Тот ещё квест!

Марина ЖУРАВЛЕВА

 

 

 

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации