Боевой путь Героя Советского Союза И. Н. Колина связан с освобождением украинских территорий, граничащих с Курской областью. Как и 80 лет назад, сейчас там снова огневые рубежи.

В 1944 году командир саперного отделения Иван Николаевич Колин за мужество и героизм, проявленные при освобождении Украины, был удостоен звания Героя Советского Союза. В преддверии Дня защитника Отечества и даты начала СВО предлагаем нашим читателям обратиться к историческому наследию и вспомнить события 80-летней давности. А помогут в этом газетные публикации прошлых лет, сохранившие в том числе и личные воспоминания И. Н. Колина.

Освобождение Украины от фашистских захватчиков началось осенью 1943 года как следствие успешного завершения Курской битвы. Перед Красной Армией была поставлена задача освободить Левобережную Украину и Донбасс, форсировать Днепр и захватить на его правом берегу стратегические плацдармы. А затем — двигаться в сторону Киева.

Форсирование Днепра и последующее освобождение Киева явилось одной и ярчайших страниц Великой Отечественной войны. За героизм, мужество, высокое мастерство при форсировании Днепра 2438 воинов Советской  Армии были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них 55 южноуральцев, в том числе и наш земляк Иван Николаевич Колин.

«До встречи, сын!»

Иван Николаевич Колин родился в Нязепетровске 20 января 1922 года в семье углежога. Семья сначала жила на лесной заимке, а затем  в небольшом домике по улице Крушина. Отец Николай Федотович работал в леспромхозе конюхом, но получил травму и инвалидность. Иван пошел в школу не по возрасту поздно, а окончив ее в 1940 году, сразу  был вынужден пойти работать. Стал учиться сапожному делу и в четырнадцать лет устроился на завод учеником токаря. Через два года юноша поступил на курсы слесарей-паровозников в депо Нязепетровска. Когда началась война, Иван Колин трудился в депо слесарем вплоть до февраля 1942 года — пока его не призвали на фронт.

Из очерка Ж. Вахмяниной «Сапер Иван Колин», районная газета «Заря», 1985 г.:

«Морозным февральским днем 1942 года Иван Колин — двадцатилетний слесарь Нязепетровского слесарного депо Южно-Уральской железной дороги — получил повестку из райвоенкомата. Недолгими оказались сборы: даже уволиться с работы не успел. Забежал домой попрощаться. Устинья Кузьминична только руками всплеснула: «Сыночек! Родимый! Как же это?!» Горячие материнские слезы обожгли лицо. Не знал Иван, что видит мать в последний раз, не суждено ей было дождаться сына. Николай Федотович, скупой на слова, крепко обнял на прощание.  «До встречи, сын. Возвращайся с победой».

Свой боевой путь Иван Колин начал весной 1942 года сапером 180 инженерно-саперного батальона 167-й стрелковой дивизии 38-й армии Первого Украинского фронта. Вместе с ним на фронт призвали еще двенадцать земляков из Нязепетровска.

«Колину повезло: еще 12 товарищей из Нязепетровского депо оказались с  ним в одном взводе. И среди них друг детства, тезка — Иван Бехтерев. Жили с ним на одной улице, учились вместе в школе. А теперь делились солдатским пайком, укрывались одной шинелью».

(Ж. Вахмянина «Сапер Иван Колин», районная газета «Заря», 1985 г.).

Впоследствии в одном из интервью Иван Николаевич вспоминал:

— Первое боевое крещение мы приняли в июне под деревней Большие Верейки Воронежской области. Пришли необстрелянные, а тут с марша — и в бой. В том бою выбыло много моих земляков. Погиб Григорий Мыльников, получили тяжелые ранения Николай Суслукин, Иван Бехтерев, Иван Кулаков, Александр Бозов.

Из тринадцати  нязепетровцев с войны вернутся только трое.  Ко Дню Победы на боевом счету одного из них — Героя Советского Союза, сапера Ивана Колина — будут сотни обезвреженных мин в боях за город Сумы, в боевых операциях по форсированию Десны, Днепра и Днестра, освобождению Киева, Тернополя, Ужгорода…

Лютежский пладцарм

А пока шла война. К осени 1943 года Колин уже был командиром отделения саперной разведки, состоящего из 9 человек.

— В октябре 1943 года, когда воды Днепра стали свинцово-темными, и от прикосновения к воде стыла в жилах кровь, перед нами была поставлена задача — форсировать Днепр и создать на правом берегу пладцарм для накопления сил, чтобы потом ударить по столице Украины — Киеву, — звучит с газетных полос голос Ивана Колина.

Битва за Днепр стала одним из немногих сражений войны, в котором танки, авиация и артиллерия отошли на второй план, а главную роль сыграли обычные стрелковые дивизии. Впереди всех подразделений всегда шла саперная разведка. Для обеспечения боевой задачи форсирования Днепра саперному отделению Колина предстояло одними из первых переправиться на правый берег Днепра и проделать проходы в минных полях, а затем выбрать надежное место для переправы.

Из очерка Ж. Вахмяниной «Сапер Иван Колин», районная газета «Заря», 1985 г.:

«Глухая осенняя ночь. В кромешной тьме идут на боевое задание саперы. На том берегу Днепра, над фашистской обороной время от времени загораются сигнальные ракеты. Две деревянные лодки спускаются на воду. «Поплыли», — шепчет Колин.

Гребли тихо, мягко опуская весла на воду. И вот, наконец, долгожданный правый берег. Саперы вытащили на берег шанцевый инструмент, щупы, миноискатели, гранаты, диски для автоматов. Младший сержант И. Колин разбил отделение на две группы: одна приступает к разминированию, другая прикрывает действия первой.

Иван надел наушники, забросил на спину батарею, вытянул вперед миноискатель и осторожно, шаг за шагом, начал продвигаться вперед[…] Рядом идет рядовой П. С. Губарев. Он, как и командир, то и дело останавливается и осторожно начинает подрывать мокрый, холодный грунт у противотанковой мины. И вот уже чуткие руки вставили чеку-предохранитель в боковой взрыватель, а затем вывинтили его. Колин делает то же под дном, где находится взрыватель-сюрприз. Сделать это труднее всего. Мину с таким взрывателем снять почти невозможно, а случайно подорвать — значит, выдать подготовку всей операции».

Когда боевая задача была выполнена, и в минных заграждениях появилось несколько проходов, саперы подали своим  на левый берег сигнал, и оттуда начали отчаливать плоты и лодки. С немецкой стороны в небе моментально появились сотни осветительных ракет,  и по лодкам был открыт огонь. Тем временем бойцы отделения Ивана Колина на правом берегу стойко отражали атаки автоматным огнем. В том неравном бою в живых осталось только трое из девяти человек: рядовые Воеводин и Чекулин и командир отделения Колин.

Так саперное отделение Ивана Колина участвовало в создании знаменитого Лютежского плацдарма, с которого 3 ноября войска 38-й армии устремились к Киеву.

На Киев!

167-я стрелковая дивизия готовилась к наступлению на западную окраину Киева вместе с танкистами 5-го гвардейского танкового корпуса. При определении штурмовых групп отделение Колина определили к танковой роте для ее сопровождения. Стояла задача: не считаясь с потерями, выполнить приказ Сталина по взятию города Киева к 7 ноября.

В музейно-выставочном центре нашего города сохранились воспоминания Ивана Николаевича о тех героических днях:

— 3 ноября было солнечное утро. Я со своим отделением вышел на исходную позицию. Началась мощная артподготовка — по каждому квадратному километру мы ударили в 300 стволов. Думали, что немцы побиты, но, взяв дачу Пущая Водица, наткнулись на сильнейшую оборону противника. У нас погибло два человека, и отказали миноискатели, так как в земле было много металла. Проводя дальше наши танки Т-34, я был вынужден дать приказ нашим солдатам использовать финские ножи, чтобы прощупывать каждую пядь земли и не пропустить мин. Мы ворвались в город 6 ноября 1944 года в 2 часа ночи.

Как развивались события дальше, подробно описано в сборнике А. П.Ушакова «Во имя Родины. Рассказы о челябинцах – Героях и дважды Героях Советского Союза», с. 213:

«Ночь. Приглушенно гудят моторы. Моросит мелкий дождь. Вдали виднеется отблеск пожара — горит Киев. Внезапно кромешную тьму прорезала серия разноцветных ракет — сигнал к атаке. Взревели моторы. Саперы словно приросли к броне. С включенными фарами и сиренами танки устремились на штурм. Вот и первые городские кварталы. Вдруг впереди идущий танк резко подпрыгнул и остановился, из него пошел густой дым. Колин со своим напарником Плотниковым бросились вперед и начали работать миноискателем. Машины их ждут, но спешить надо медленно. Обезврежено около десятка мин. Танки снова рванулись вперед. Уличный бой всегда тяжелый. Тают ряды саперов и мотострелков. Осталось два танка, несколько мотострелков и три сапера, но они упорно продвигаются по горящему городу, очищая от гитлеровцев квартал за кварталом».

В тяжелейших боях за Киев сапер Иван Колин обезвредил более трехсот мин. 10 января 1944 года за проявленную отвагу и героизм при форсировании Днепра и взятии Киева нашему земляку Ивану Николаевичу Колину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Такую же награду получил весь экипаж танка, на броне которого под вражеским огнем Иван Колин продвигался по пылающим улицам Киева.

В  июле 1944 под Ужгородом И. Н. Колин был тяжело контужен и побывал в отпуске в родном Нязепетровске. Затем вернулся на фронт и продолжал сражаться с врагом, выполняя все ту же боевую задачу сапера: быть всегда  впереди.

Нязепетровец Иван Колин

В мирную жизнь младший сержант Колин вернулся рука об руку с молодой женой Ольгой Владимировной. До 1972 года семья жила в поселке Атлян Миасского района, а затем вернулась в  Нязепетровск. Иван Николаевич трудился слесарем на заводе им. Калинина, Ольга Владимировна там же экономистом. Они вырастили двух сыновей и двух дочерей. Сыновья Николай и Владимир также трудились на заводе. Старшая дочь Людмила по распределению оказалась в г. Орске, сейчас там живут внуки и правнуки И. Н. Колина. Младшая дочь Вера и оба сына детей не имели.

У И. Н. Колина не было родных братьев и сестер, но зато было девятнадцать двоюродных. Двое из них — Николай Ефимович Колин и Любовь Ефимовна Искорцева — сейчас в почтенном возрасте, проживают в железнодорожном микрорайоне.

Живую память о своем именитом родственнике ныне хранят внучатые племянники И. Н. Колина. Одна из них — ветеран педагогического труда Вера Петровна Батракова. Ее, тогда еще детская, память сохранила не образ героя, а простого до мозга костей нязепетровца,  «дяди Вани».

— Был дядя Ваня невысокого роста, даже щуплым, а по характеру очень скромным. Когда он вернулся с войны, жил с семьей в доме бабушки по улице Крушина. Там жило очень много Колиных, и мы, дети, ходили из дома в дом, и нас везде привечали. Дядя Ваня был немногословным и не любил вспоминать о войне. Когда мы просили его рассказать, как он получил звание Героя, он нередко начинал плакать или же  отшучивался: «А куда нам, саперам,  было деваться: впереди — немцы,  сзади — танки». Про форсирование Днепра иногда рассказывал так: «Я хоть и нязепетровский, а плавал плохо, а там Днепр — мощь! Стою на берегу и думаю — как же переправиться? Увидел корягу — вот мое спасение! Прицепился и поплыл. Доплыл,  а там — ДОТ. Взорвал».

Жизненный путь И. Н. Колина закончился 14 августа 1985 года, когда ему было всего 63 года — давало о себе знать подорванное на фронте здоровье. В последний путь героя провожали с положенной честью: с оркестром и почетным караулом.

В честь Героя Советского Союза И. Н. Колина была переименована улица XXII съезда КПСС, а на здании СОШ № 3 установлена мемориальная доска, посвященная его памяти. К 100-летию со дня рождения Ивана Николаевича в 2022 году по инициативе районного совета ветеранов московской фабрикой Госзнак был выпущен художественный маркированный конверт с изображением нашего земляка, который поступил в продажу во все почтовые отделения России.

Елена СЕВЕРИНА

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *