А. Д. Нестерова (в первом ряду вторая слева) среди учителей. 1941 г.

Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем зримее становится подвиг, совершённый советским народом на фронтах и в тылу во имя Победы. В годы войны наши учителя были на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Одни с оружием в руках отстаивали честь и свободу Родины на поле боя, другие в неимоверно тяжёлых условиях продолжали учить и воспитывать детей.

Накануне Великой Отечественной войны в Нязепетровском районе было 42 школы Наркомпроса, подведомственных районному отделу народного образования: 1 — средняя, 7 — неполных средних, 34 — начальных. Железнодорожная школа № 27 относилась к отделу учебных заведений Южно-Уральской железной дороги. В школах работало 175 учителей, обучалось 5646 человек.

Но война внесла в работу школ свои коррективы. Многие учителя ушли на фронт. Только из Аптряковской школы в Красную Армию было призвано 5 учителей — весь мужской состав педагогического коллектива. Трое из них сложили свои головы на полях сражений.

Учителя-фронтовики уходили из школ на войну вместе со своими учениками и их родителями.

В числе первых ушёл на фронт и заведующий районо Константин Дмитриевич Барыкин-Бозов. А когда встал вопрос о новом заведующем, руководство района остановилось на кандидатуре Анны Дмитриевны Нестеровой:

«Молодая, энергичная, с характером — справится».

Анна Дмитриевна родилась в 1918 году в Нязепетровске, в многодетной семье Дмитрия Фёдоровича и Елизаветы Поликарповны Ефремовых. Анна была самой младшей среди семерых братьев и сестёр. Отец работал столяром, мать занималась домашним хозяйством. Когда Ане исполнилось 3 года, отец умер. На руках матери осталось семеро детей. Надо было их поднимать. Устроилась работать на железную дорогу.

Как бы трудно ни было, все дети ходили в школу. В 1932 году Анна вступила в комсомол, который сыграл в её судьбе огромную роль. В 1934 году, окончив неполную среднюю школу, девушка поступила в Миасское педагогическое училище, по его окончании два года работала учителем в селе Сыростан Миасского района. Здесь она вышла замуж за своего земляка Михаила Нестерова, с которым дружили со школьных лет. Михаил Николаевич — тоже учитель.

В апреле 1939 года у Нестеровых родился сын Юрий, и они вынуждены были вернуться в Нязепетровск, где устроились учителями в среднюю школу № 1. В этом же году Михаила призвали в Красную Армию. В 1940 году Анна Дмитриевна была переведена в районный отдел народного образования на должность школьного инспектора. И вот новое назначение…

Всё обрушилось на неё так внезапно, что Анна Дмитриевна просто не знала, что предпринять. Муж — в армии, на руках — маленький ребёнок. В этот сложный период её поддержали родители мужа. Свекровь Анастасия Константиновна, учительница начальных классов, прекрасно понимала свою невестку и ту ответственность, которую она на себя взвалила. Это было в июле 1941 года. Анне не было даже 23 лет. Да, работая школьным инспектором, она знала директоров, учителей, знала, чем живёт каждая школа. Но то было мирное время. А тут навалилось всё сразу: 42 школы и все — с печным отоплением. Сколько одних только дров надо заготовить, сколько керосина для освещения классных комнат… Район-то был электрифицирован только в 1947 году. И к тому же Нязепетровский район большой, а телефонной связи со школами не было — связывались через правления колхозов или сельсоветы, либо нарочным. Выручала и железная дорога, но от станций до школ приходилось добираться на попутной подводе либо пешком. Правда, в райисполкоме можно было взять лошадь, но с ней столько хлопот…

А кем заменить ушедших на фронт учителей? Уже в августе новая проблема — в район один за другим прибыли из Подмосковья два детских дома, их надо было разместить, обогреть, накормить. В это же время стали прибывать семьи с детьми, эвакуированные из западных районов страны, — их тоже надо было пристроить.

Сегодня даже представить трудно, как эта молодая женщина сумела выдержать такое испытание. Где брала силы?

«Молодая была, энергии хватало, старалась, недосыпала», — вспоминала позднее А. Д. Нестерова.

Когда становилось совсем невмоготу, звала на помощь комсомольцев и молодёжь. Будучи членом бюро райкома комсомола, Анна Дмитриевна пользовалась большим уважением среди молодёжи, и они охотно откликались на все её просьбы. Так что и с дровами решила, и вопрос по кадрам разрулила — из числа эвакуированных учителей, а также прибывших по путёвкам облоно.

Но дальше становилось ещё сложнее. В самом начале 1941-1942 учебного года здание средней школы в Нязепетровске было передано вначале под госпиталь, затем в 1942 году — для аудиторных занятий эвакуированному Ростовскому артиллерийскому училищу. Куда разместить более 700 учащихся? Одних пятых классов было восемь — учились где придётся, в три смены. А каково было учителям?

В годы войны значительным был отсев учащихся в течение учебного года, особенно в старших классах: многие из них уходили работать на производство либо были мобилизованы в учебные заведения системы трудовых резервов. В январе 1943 года юношей 10 класса прямо в середине учебного года призвали в армию. В классе остались только девушки. Открытые перед войной Аптряковская, Араслановская, Гривенская и Калиновская неполные средние школы, вновь стали начальными, сливались классы-комплекты. Но школы не закрывались, их число оставалось на довоенном уровне.

Как бы ни было трудно, в районе стремились выполнять закон о всеобщем обязательном обучении. Эти вопросы регулярно обсуждались на заседаниях исполкомов советов, бюро райкома партии и комсомола. Учителями велась большая работа по учету детей, возвращению их в школы, проведению с родителями бесед о важности обучения и необходимости посещения занятий.

— Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании — оставалась одной из главных задач… Закон о всеобщем обучении оставался незыблемым и в условиях войны. Мы должны были учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени, — говорила в своё время Анна Егоровна Мельникова, кавалер ордена Ленина, учительница Нязепетровской начальной школы № 3 (ныне средняя школа № 2).

Порой дети не посещали школу из-за отсутствия обуви и одежды. По настоянию Анны Дмитриевны Нестеровой за счёт внутренних резервов только в 1942-1943 учебном году в артели имени Свердлова было изготовлено и выдано нуждающимся детям 150 пар кожаной и 220 пар валяной обуви, в некоторых школах были открыты буфеты, организованы горячие завтраки, которые полностью обеспечивались овощной продукцией с пришкольных огородов.

Особенно хорошо эта работа была организована в неполных средних школах Нязепетровска и Шемахи, возглавляемых Марией Васильевной Вёховой и Степаном Андреевичем Мальневым. Так, овощами, выращенными на школьных огородах, обеспечивались также учителя и технический персонал школ. В Шемахинской школе в подсобном хозяйстве было две лошади, корова, пчёлы, а на пришкольном участке кроме овощей сеяли даже овёс.

Для школьников в летние каникулы открывались пионерские лагеря. В 1943 году в них отдохнули и поправили здоровье 450 детей, кроме этого 100 детей отдохнули на пришкольных площадках. В лагеря и площадки направлялись в первую очередь дети, чьи отцы погибли на фронте.

Кроме школ и детских садов в систему образования входили клубы, избы-читальни, библиотеки. И за организацию агитационно-массовой работы в этих учреждениях с заведующего районо спрашивали не меньше, чем за обеспечение всеобуча. И вся эта работа ложилась опять же на учителей. Учителя проводили подписку на облигации военного займа, собирали деньги на строительство танковых колонн, бронепоездов и самолётов, активно вели занятия с местным населением по противовоздушной и химической обороне (ПВХО), были членами санитарных дружин.

Зимой при свете коптилки учителя вместе со старшеклассницами вязали шерстяные носки и варежки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок. Ребята младших классов на уроках труда шили кисеты и подворотнички для гимнастёрок. Только в 1942 году детьми отправлено на фронт 320 посылок.

Большое внимание Анна Дмитриевна уделяла оборонно-массовой работе в школах, подбору военных руководителей. Во главу угла ставила вопросы патриотического воспитания школьников.

Так получилось, что на третий день войны в кинотеатре в Нязепетровске начали впервые демонстрировать звуковой художественный фильм «Тимур и его команда».

Н. КИСЛОВ, старший научный сотрудник музейно-выставочного центра. Продолжение следует.

 

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *